Фалес Милетский

Фалес (, 640/624 — 548/545 до н. э.) — древнегреческийфилософ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионическойнатурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которойначинается история европейской науки. Традиционно считаетсяосновоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывалсписок «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры игосударственности.

Фактыбиографии


 Имя Фалеса уже в V веке до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцомфилософии» и её «родоначальником» Фалеса называли уже в древности. ОФалесе упоминает Платон в своем Государстве (Rep. 600а)
 Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование.Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение;сообщают, что его род имел финикийские корни, и что в Милете он былпришельцем (на это указывает напр. Геродот, являющийся наиболее древнимисточником сведений о жизни и деятельности Фалеса).
 Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Некотороевремя жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучалпричины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид.Считается, что именно он «привёз» геометрию из Египта и познакомил с нейгреков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которыеобразовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболееизвестны Анаксимандр и Анаксимен.
 Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также«тонким дипломатом и мудрым политиком»; Фалес пытался сплотить городаИонии в оборонительный союз против державы Ахеменидов. Сообщается, чтоФалес был близким другом милетского тирана Фрасибула; был связан схрамом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации.
 Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонилсягосударственных дел; другие — что был женат, имел сына Кибиста;третьи — что, оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.
 Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболеепоследовательно традиция утверждает, что он родился в период с 35-й по39-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то естьприблизительно с 624 по 548 до н. э.. Некоторые источники сообщают, чтоФалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752—749 до н. э.); но в целомвремя жизни Фалеса сводится на период с 640—624 по 548—545 до н. э.,таким образом, умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет. Сообщается,что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и,скорее всего, давки. Считается, что есть одна точная дата, связанная сего жизнью, — 585 до н. э., когда в Милете было солнечное затмение,которое он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28мая 585 до н. э., во время войны между Лидией и Мидией).
 Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы, зачастую носятанекдотичный характер.
 Упомянутое выше предсказание солнечного затмения 585 до н. э. —по-видимому, единственный бесспорный факт из научной деятельности ФалесаМилетского; во всяком случае, сообщается, что именно после этого событияФалес стал известен и знаменит.
 Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, Фалес, чтобыоблегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу.Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал исам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровеньводы в Галисе и сделало возможной переправу войск.
 Свои деловые качества Фалес доказал, захватив монополию на торговлюоливковым маслом; однако в биографии Фалеса этот факт имеетэпизодический и, скорее всего, «дидактический» характер.
 Фалес был сторонником некоего объединения ионийских полисов (наподобиеконфедерации, с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе состороны Лидии, а позже и державы Ахеменидов. Причём Фалес, в оценкевнешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом,чем от Лидии; упомянутый эпизод со строительством плотины имел место вовремя войны Крёза (царя Лидии) с персами. В то же время Фалес выступилпротив заключения союза милетян с Крёзом, чем спас город после победыКира (царя Персии).

Сочинения


 Сочинения Фалеса не сохранились. Традиция приписывает Фалесу двасочинения: «О солнцеворотах» и «О равноденствиях» ; их содержаниеизвестно только в передаче более поздних авторов. Сообщается, что всёего наследие составляло всего 200 стихов, написанных гекзаметром.Впрочем, возможно, что Фалес вообще ничего не писал, и всё известное обего учении происходит из вторичных источников. По Фалесу, природа, какживая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называетсятакими именами, как душа и Бог.

Наука


Астрономия


 Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы какпутеводный инструмент; ранее этим созвездием пользовались финикийцы.
 Считается, что Фалес первым открыл наклон эклиптики к экватору и провёлна небесной сфере пять кругов: арктический круг, летний тропик, небесныйэкватор, зимний тропик, антарктический круг. Он научился вычислять времясолнцестояний и равноденствий, установил неравность промежутков междуними.
 Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затменияСолнца происходят тогда, когда его закрывает Луна. Фалес первымопределил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнцасоставляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны — такую жечасть от лунного пути. Можно утверждать, что Фалес создал«математический метод» в изучении движения небесных тел.
 Фалес ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, и пять дней оставалисьвыпадающими).

Геометрия


 Именем Фалеса названа геометрическая теорема о пропорциональных (равных)отрезках и параллельных прямых.
 Файл:Thales theorem 1.pngthumb300pxТеоремаФалеса :DEBC=AEAC=ADABвписанныйугол, опирающийся на диаметр, является прямым. Фалес научился определятьрасстояние от берега до корабля, для чего использовал подобиетреугольников. В основе этого способа лежит теорема, названнаявпоследствии теоремой Фалеса: если параллельные прямые, пересекающиестороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то ониотсекают равные отрезки и на другой его стороне.
 Легенда рассказывает о том, что Фалес, будучи в Египте, поразил фараонаАмасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшисьмомента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогдаизмерил длину тени пирамиды.

Устройствокосмоса


 Фалес полагал, что всё рождается из воды; всё возникает из воды и в неёпревращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конецВселенной — вода. Всё образуется из воды путём еёзатвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении водастановится землёй, при испарении становится воздухом. Причинаобразования/движения — дух , «гнездящийся» в воде.
 По замечанию Гераклита-Аллегориста: «Влажное вещество, с лёгкостьюпреображаясь (собств. „перелепливаясь``) во всевозможные [тела],принимает пёстрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается ввоздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок ипревращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицыэлементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом».
 По замечанию Плутарха: «Египтяне говорят, что Солнце и Лунаобъезжают небо не на колесницах, а на кораблях, намекая на их рождениеиз влаги и питание влагой. Думают, что и Гомер полагает воду началом и„родителем`` всех вещей, подобно Фалесу научившись у египтян».
 Фалес полагал, что Космос — един. Вода и всё, что из неё произошло, неявляются мёртвыми, но одушевлены; Космос одушевлён и полонбожественных сил . Душа, как активная сила и носитель разумности,причастна божественному [строю вещей]. Природа, как живая, так инеживая, обладает движущим началом (душой, ).
 Фалес представляет душу в виде тонкого эфирного вещества. По замечаниюПлутарха: «После него Анахарсис заметил: „Прекрасно полагаетФалес, что во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, апотому и не стоит удивляться тому, что промыслом Бога совершаютсяпрекраснейшие дела``».

Физика


 Фалесу приписываются следующие положения:

  1. Земля плавает в воде (как кусок дерева, корабль или какое-нибудь другое [тело], которому по природе свойственно держаться на плаву в воде); землетрясения, вихри и движения звёзд происходят оттого, что всё качается на волнах по причине подвижности воды.
  2. Земля плавает в воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарениями этой воды.
  3. Звезды состоят из земли, но при этом раскалены; Солнце — землистого состава [состоит из земли]; Луна — землистого состава [состоит из земли].
  4. Земля находится в центре Вселенной; при уничтожении Земли рухнет весь мир.
  5. Жизнь предполагает питание и дыхание, в каких функциях выступают вода и «божественное начало», душа .

 То есть Фалес утверждает, что Земля как суша, как собственно тело,физически держится на некой «опоре», которая имеет свойства воды(неабстрактные, то есть конкретно текучесть, неустойчивость и т. п.).
 Положение 3) является почти буквальным указанием на физическую природузвёзд, Солнца и Луны — они состоят из [такой же] материи[как Земля] (не из собственно такого же материала, как этоденотативно понимает Аристотель); при этом температура весьма высока.
 Положением 4) Фалес утверждает, что Земля является центром, вокругкоторого происходит обращение небесных явлений, и таким образом именноФалес является основоположником геоцентрической системы мира.

Мнения


 Как отмечает философ И. Д. Рожанский, «по сути дела, традиционномугреческому политеизму был нанесён смертельный удар в тот самый день,когда Фалес Милетский провозгласил воду источником и первоначалом всегосущего».

Геометрия


 Последующие греческие учёные, которым не раз приходилось встречаться спротиворечащими фактами, из-за характерного национального тщеславиягреков оставляли их в стороне. Естественными последствиями этого«замалчивания истины» со стороны греческих учёных были нередконаблюдаемые противоречия и анахронизмы. Так, приписываемое ФалесуПамфилием и Диогеном Лаерцием «открытие» свойства угла, вписанного вполуокружность, Аполлодор-логистик считает принадлежащим Пифагору.
 Стремление греческих писателей и учёных к возвеличению славы своихдеятелей науки ясно проявляется в традиции о способах определения высотыпирамиды по длине её тени. По словам Иеронима Родосского, сохранившимсяв ссылке на них Диогена Лаэрция, Фалес для решения этой задачи измерялдлину тени пирамиды в тот момент, когда длина тени самого наблюдателяделалась равной его росту.
 В другом свете представляет дело Плутарх Херонейский. По его рассказу,Фалес определял высоту пирамиды, помещая в конечной точке отбрасываемойей тени вертикальный шест и показывая с помощью образующихся при этомдвух треугольников, что тень пирамиды относится к тени шеста, как самапирамида к шесту. Решение задачи оказывается, таким образом, основаннымна учении о подобии треугольников.
 С другой стороны свидетельствами греческих писателей несомненноустановлено, что учение о пропорциях в Греции известно не было доПифагора, который первый вынес его из Вавилона. Таким образом, тольковерсия Иеронима Родосского может считаться соответствующим истине в видупростоты и элементарности указываемого в нём способа решения задачи.

Космология


 Как считается, Фалес заложил теоретические основы учения, имеющегоназвание «гилозоизм». Утверждение основано главным образом накомментариях Аристотеля, который однозначно указывает, что именноионийские «физиологи» первые отождествили материю с движущим началом.(«По-видимому, и Фалес, по тому, что о нём рассказывают, считал душуспособной приводить в движение, ибо утверждал, что магнит имеет душу,так как движет железо\ldots Некоторые также утверждают, что душаразлита во всем; быть может, исходя из этого и Фалес думал, что всеполно богов».)
 Помимо положения одушевленности материи, в представлении о замкнутостимироздания (все возникает из воды и в неё превращается [снова])Фалес придерживался воззрений, которые встречаются в ионийской мысли егопериода вообще. Именно — мир возникает из первоначала и вновь в неговозвращается периодически. Но конкретных указаний самого Фалесаотносительно способов, которыми, по его мнению, совершается этомирообразование, мы не имеем.
 Ценность философии Фалеса заключается в том, что она фиксирует началафилософской рефлексии о физическом мире; трудность её изучения — втом, что из-за отсутствия достоверных источников Фалесу легко приписатьмысли, свойственные раннему периоду греческой философии вообще. УжеАристотель сообщает о Фалесе не на основании чтения его произведений, апо косвенным сведениям.

Физика


 Возникает вопрос: откуда Фалес мог иметь такое ясное представление офизике небесных тел (и вообще обо всем остальном, что формулируется вего положениях). Конечно, знания Фалеса по космогонии, космологии,теологии и физике восходят к мифологии и традиции, ещё к такимдревнейшим временам, которые зафиксировать невозможно. Как известно,объехав половину доступного на своё время мира, Фалес имел возможностьпознакомиться с различными интерпретациями такого возможного древнейшегознания.
 Но Фалес перевел это знание в «плоскость научного интереса», то есть изкомплекса свойств, распространенных по мифам и подобным источникам,вывел группу научных для своего времени образов. Можно сказать, чтозаслуга Фалеса (и созданной им первой натурфилософской школы) состоит втом, что он «опубликовал» результат, пригодный для научногоупотребления; выделил некий рациональный, потребный для логическихположений комплекс понятий. Это доказывается развитием всей последующейантичной философии.

Анекдоты


 Показательные истории, связанные со славой и именем Фалеса.

  • Однажды гружённый солью мул, переходя вброд речку, внезапно поскользнулся. Содержимое тюков растворилось, а животное, поднявшись налегке, сообразило в чём дело, и с тех пор при переправе мул намеренно окунал мешки в воду, наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками. Гружёный ими мул попытался проделать старый трюк, но добился обратного результата: поклажа стала значительно тяжелее. Говорят, что впредь он переходил реку так осторожно, что ни разу не замочил груз даже нечаянно.
  • Про Фалеса передавали такую легенду (её с большой охотой повторил Аристотель). Когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, ещё зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, стал отдавать их внаём по своему усмотрению. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чём они заботятся. Аристотель подчеркивает: урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям.
  • В шестой год войны между лидийцами и мидянами случилось сражение, во время которого «день внезапно стал ночью». Это было то самое солнечное затмение 585 до н. э., «заблаговременно» предсказанное Фалесом и произошедшее именно в предсказанный срок. Лидийцы и мидяне были настолько поражены и испуганы, что прекратили битву и поспешили заключить мир.

Память


 В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя ФалесаМилетского кратеру на видимой стороне Луны.