Аль Бируни

Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (хорезм. и , городКят, Хорезм — , Газни, совр. Афганистан) — средневековый персидскийучёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальныхтрудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике,механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бирунивладел почти всеми науками своего времени. Перечень работ, составленныйего учениками, составил 60 страниц мелким шрифтом. Писал на арабскомязыке.

Биография


 Аль-Бируни родился года в хорезмийском городе Кят (ныне город Беруни вреспублике Каракалпакстан в Узбекистане). По другим данным Бируниродился 4 сентября 973 года. О его родителях известно мало, в своихсобственных записях Бируни писал, что не знает отца и деда.
 Бируни отличал свой родной хорезмийский язык от персидского. В общейсложности, он знал хорезмийский, персидский, арабский, еврейский,сирийский, греческий и санскрит.
 Бируни ставил арабский язык выше персидского, когда он писал: «поношениепо-арабски милее мне, чем похвала по-персидски\ldots этот диалектгодится только для хосроевских повестей и ночных сказок». Бируни хорошовладел тюркским языком, например, он объяснял происхождение названияСамарканда от тюркского слова «семизкент», то есть «тучный, жирный(богатый) город».
 Выйдя из ремесленнических кругов, получил широкое математическое ифилософское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кятебыл выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 годуКята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни,поддерживавший свергнутую династию Афригидов, уехал в Рей, где работал уал-Ходжанди. Находясь при дворе одного из последних саманидскихправителей, эмира Бухары Абу-л-Хариса Мансура ибн Нуха, вступил вобширную переписку с Ибн Синой (Авиценной), с которым обсуждает вопросыестественных наук и воззрения Аристотеля. Затем он работал в Гургане придворе Зияридского эмира Табаристана Шамс аль-Ма'али Кабуса, которому оноколо 1000 года посвятил «Хронологию». В итоге, вернулся в Хорезм иработал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997—1009) и Мамуна II.
 С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи онвместе с другими пленными учёными был вынужден переехать в Газну, гдеработал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда.Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил нескольколет. Покровительствовавшему ему Масуду аль-Бируни посвятил сочинение поастрономии и сферической тригонометрии, известное как «Канон Масуда».

Научныеработы


 В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений»(1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системыкалендаря, применявшиеся у различных народов мира, и составилхронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.
 В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащаяразъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом илиотвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта,культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы,достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теориюкосмической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесьже изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.
 Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением вастрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд»,написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: наарабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответовпо геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройствуастролябии и астрологии.
 Главное сочинение Бируни по астрономии — «Канон Мас`уда по астрономиии звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабскихзиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальныеи математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положенийсвоих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связидвижения апогея Солнца с предварением равноденствий Бируни опровергает,во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу одвижении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природуСолнца и звёзд, в отличие от тёмных тел — планет, подвижность звёзд иогромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Бирунипроводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадрантерадиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2′. Он установил угол наклонаэклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраскиЛуны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.
 Файл:Biruni Iranian.jpgrightthumb180pxАль-Бируни на иранской марке 1973 годаАрхимеду теорем, несохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этойкниге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книгажемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математикипосвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и другихастрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.
 В 1038 году Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познаниядрагоценностей», в которой определён удельный вес многих минералов иданы подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах,металлах, сплавах и др. Им же составлена «Фармакогнозия в медицине» —книга о медицинских препаратах, капитальный труд, имеющий большоезначение и в наше время. В этой книге он подробно описал около 880растений, их отдельных частей и продуктов выделения, привёл их точныепризнаки, упорядочил терминологию. Бируни собрал и объяснил около 4500арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских,согдийских, тюркских и других названий растений; эти синонимы важны длясовременного исследования истории фармакогнозии.
 Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверкизнания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному.С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию«естественного места» и аргументацию против существования пустоты.
 Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским,персидским, греческим, латинским, тюркским, сирийским языками, а такжеивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке импринципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка надругой. Созданная Бируни на почве арабской графики система транскрипцииво многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов вурду.

Память



  • Родной город аль-Бируни назван в его честь Беруни в 1957 году.
  • Институт востоковедения имени Абу Райхана Беруни в Ташкенте
  • Станция метро имени Беруни в Ташкенте.
  • Памятники в Хорезме и в Ташкенте.
  • Имя носил Ташкентский политехнический институт

Сочиненияаль-Бируни



  • Бируни Абу Рейхан. Индия. Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского. // Избранные произведения, Том II. Ташкент: Фан, 1963. // Репринт: М.: Ладомир, 1995.
  • Бируни Абу Рейхан. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). Пер. А. М. Беленицкого. Л.: Изд. АН СССР, 1963.
  • Бируни Абу Рейхан. Геодезия (Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами) Иссл., пер. и прим. П. Г. Булгакова // Избранные произведения, Том III. Ташкент: Фан, 1966.
  • Бируни Абу Рейхан. Фармакогнозия в медицине / Иссл., пер. и прим. У. И. Каримова. // Избранные произведения, Том IV. Ташкент: Фан, 1974.
  • Беруни Абу Райхан. Математические и астрономические трактаты. / Пред., пер. и комм. П. Г. Булгакова и Б. А. Розенфельда. // Избранные произведения, Том VII. Ташкент: Фан, 1987.
  • Звездный каталог ал-Бируни с приложением каталогов Хайама и ат-Туси. Историко-астрономические исследования, вып. 8, 1962, с. 83-192.
  • ал-Бируни Абу Райхан. Трактат об определении хорд в круге при помощи ломаной линии, вписанной в него. В кн.: Из истории науки и техники в странах Востока, вып. 3, 1963, с. 93-147.
  • ал-Бируни Абу Райхан. Книга об индийских рашиках. Пер. и прим. Б. А. Розенфельда. В кн.: Из истории науки и техники в странах Востока, вып. 3, 1963, с. 148—170.
  • Беруни и Ибн Сина. Переписка. Пер. Ю. Н. Завадовского. Ташкент: Фан, 1973. Десять вопросов Беруни относительно «Книги о небе» и ответы Ибн Сины.
  • ал-Бируни. Об отношениях между металлами и драгоценными камнями по объёму. Пер. Б. А. Розенфельда и М. М. Рожанской. В кн.: Из истории физико-математических наук на средневековом Востоке. М.: Наука, 1983, с. 141—160.

Фильмы



  • Абу Райхан Беруни, 1974 год.