Ибн Сина

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина( — Abū `Alī Husein ibn `Abdallāh ibn Sīnā), известный наЗападе как Авиценна (Афшана близ Бухары, 16 августа 980года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый персидский учёный,философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворнымврачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время былвизирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки,из которых до нас дошли только 274. Самый известный и влиятельныйфилософ-учёный средневекового исламского мира.

Биография


 Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности иодарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затемего отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он былсамым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценилиум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейнутолько исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометриюи астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу АбдаллахаНатили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, иастрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с«Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько разпрочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книгаАль-Фараби с комментариями к «Метафизике».
 В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографииАвиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтениенаблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которыенельзя найти в книгах».
 После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году ИбнСина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его сталиназывать «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить наслужбу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годамискитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгихпереездов.
 В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьмаактивным участием в политических и государственных делах эмирата. Зауспешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, нонажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военныхпредать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемойдолжности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиромслучился очередной приступ болезни, который заставил его отыскатьученого и вновь назначить своим министром.
 После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана начетыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать летжизни (1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, гдедля него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он былглавным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военныхпоходах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля,обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжалплодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многиерукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф»)сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во времяодного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открыласьтяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. УмерИбн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещаниенезнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов,наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.
 Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцевего прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.
 Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением кэнциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философотличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Наследие


Книгаисцеления


 Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китабаль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии,арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания»(«Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды помедицине


 Файл:Canons ofmedicine.JPGмини250pxЛатинская копия«Канона врачебной науки»Файл:Canon ibnsinaarabic.jpg250pxthumbАрабская копия АлКонун-фит-ТибКанон врачебной науки» (или Канон медицины, «Китабал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, вкотором предписания античных медиков осмыслены и переработаны всоответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Синапредположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшимисуществами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определилразличие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от другихболезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов«Канона врачебной науки» на латинский язык. В «Каноне» две книги из пятипосвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способамих изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанныхв «Каноне», 1400 — растительного происхождения.

  • «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
  • «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
  • «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
  • «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
  • «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
  • «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
  • «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
  • «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
  • «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
  • «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
  • «Рисола-йи жудия» — описывается лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.


agraphОздоровительныеупражнения
 Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений воздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическимупражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному,глубокому дыханию.
 Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимаетсяфизическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни влечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физическиеупражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятияхучитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливаниихолодной и горячей водой.

Химия


 В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умелдобывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия


 В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля о том, чтозвёзды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятсясобственным светом, однако, полагал, что и планеты также светятся сами.Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032года. Однако современные ученые сомневаются, что он мог наблюдать этопрохождение в указанное время в указанном месте. Он использовал этонаблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, вптолемеевской космологии находится к Земле ближе Солнца.
 Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгуПтолемея.
 Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготыэтого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которымпользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящийв измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой вБагдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.
 В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструированиинаблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретённый имнаблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменитьастролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервыеприменялся принцип нониуса.

Механика


 Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (илизапечатлённой) силы — средневековой теории движения, согласно которойпричиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднееназванная импетусом), вложенная в них внешним источником. По его мнению,«двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т. п.) сообщаетдвижущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление», аналогичнотому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступатьтакже тяжесть.
 «Стремление» бывает трёх видов: психическое (у живых существ),естественное и насильственное. «Естественное стремление» являетсярезультатом действия тяжести и проявляется в падении тела, то есть вестественном движении тела, в согласии с Аристотелем. В этом случае«стремление» может существовать даже у неподвижного тела, проявляясь всопротивлении неподвижности. «Насильственное стремление» являетсяаналогом филопоновской движущей силы — оно сообщается брошенному телуего «двигателем». По мере движения тела «насильственное стремление»уменьшается из-за сопротивления среды, как следствие стремится к нулю искорость тела. В пустоте «насильственное стремление» не изменялось бы, итело могло бы совершать вечное движение. В этом можно было бы видетьпредвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты Авиценнане верил. Ибн Сина попытался дать количественную оценку «насильственногостремления»: по его мнению, оно пропорционально весу и скорости движениятела.
 Возможно, идеи Ибн Сины о вложенной силе стали известны на латинскомЗападе и способствовали дальнейшему развитию теории импетуса Буриданом идругими схоластами.

Философия


 В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед заАль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодарядругому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. ИбнСина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Синаобъяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая такимобразом логический переход от первоначального единого к множественноститварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процессэманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечныйрезультат нисхождения единого, а как необходимый элемент любоговозможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мирвечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии.Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающуюцелостное воскрешение человека; носителем философского мышлениявыступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души.Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивноговидения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.
 К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах»,«Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смыслепаломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга опредопределении».

agraphКритика
 Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба междусторонниками и противниками его идей.
 Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философиив вину то, что она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Темне менее многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идеюоб эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения.
 Мухаммад Аль-Газали в своей известной книге «Опровержение философов»пытался опровергнуть философию Ибн Сины во всех аспектах. Выступалпротив учения об изначальности и вечности мира и его атрибутов,поскольку это, по мнению Аль-Газали, приводит к дуализму, которыйпротиворечит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также принципэманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной воле, а всилу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых ИбнСиной идей о причинности и невозможность телесного воскресения.
 Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастанив своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идейвосточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге«Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насирад-Дин ат-Туси.

Психология


 Ибн Сина разработал также своё собственное учение о темпераменте ихарактере человека. Согласно его учению натура человека делится начетыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что всовременной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натурыне являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних ивнешних факторов, таких как метеорологические условия и смена временгода. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натурув соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различалещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной изчетырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).
 =