Леви Гершом

Леви бен Гершом (, известный также как Леви бенГерсон, Лев Герсонид, или Ралбаг, 1288,Баньоль-сюр-Сез, Франция — 20 апреля 1344, Перпиньян) —средневековый еврейский учёный-универсал: философ, , , комментаторПисания и знаток Талмуда. Упоминается также под именами МаэстроЛео де Баньоль , Магистр Лев Еврейский , Бен Гершон иГершуни.
 Является автором сочинений на иврите по математике, астрономии,философии, богословию, физике, метеорологии и астрологии. Изобретённыйим астрономический и навигационный прибор «Посох Якова» нашёл применениев мореплавании; по некоторым сведениям, именно он использовалсяХристофором Колумбом и Васко да Гамой. Часть трудов Герсонида былапереведена на латинский язык и высоко оценивалась учёными эпохиВозрождения. Многие историки философии считают его величайшим (и вомногих отношениях более радикальным) еврейским философом послеМаймонида. Универсальность личности бен Гершома, его гуманизм ирационализм позволяют считать его одним из первых представителейРенессанса в еврейской и европейской культурах.
 В честь Леви бен Гершома назван кратер Рабби Леви на Луне.

Биография


 О жизни Герсонида сохранилось не так много сведений. Он жил вофранцузских городах Оранже и в Авиньоне, где во время правления герцогаАнжуйского, а позднее и римского папы, к евреям проявляли относительнуютерпимость. Ралбаг был, возможно, сыном известного талмудиста Гершонабен Шломо из Безье, а его брат Соломон был личным врачом римского папыБенедикта XII в Авиньоне и помогал переводить сочинения Леви налатинский язык. По-видимому, дедом Леви по матери был автор книги«Диадема милости» Леви бен Авраам бен Хаим, ставший излюбленной мишеньюнападок еврейских противников философии.
 Неизвестно, владел ли Герсонид латинским, арабским или провансальскимязыками; впервые обнаруженный в 1975 году Жераром И. Вайлем (Gérard E.Weil) список книг из библиотеки Герсонида, написанный последнимсобственноручно, перечисляет 168 манускриптов, и все они на иврите. Изних — четыре экземпляра «Путеводителя растерянных» Маймонида, причёмодна копия, видимо, сделана самим Ралбагом. В библиотеке практически нетфилософских произведений древнегреческих авторов, даже в переводе, хотяесть сочинения по математике и астрономии. Скорее всего, Ралбаг не знали греческого.

Философия ибогословие


 Герсонид прославился как выдающийся богослов, хотя раввином никогда небыл. Герсонид был убеждённым сторонником философии Аристотеля, с которойбыл знаком по изложению Аверроэса. Его комментарии к Аверроэсу,написанные между 1319 и 1324 годами, до сих пор не опубликованы.
 Главный труд Герсонида называется «'מלחמות ה» (Milkhamot Adonai,). Этот многотомный труд был написан в 1317—1329 годах. В нём Герсониддоказывает, что философия Аристотеля соответствует традиции иудаизма, иутверждает, что Священное Писание и рационализм вполне совместимы, аГосподь не требует от человека ничего, что противоречило бы разуму.
 В отличие от Маймонида, скрывавшего в книгах часть своих взглядов,Герсонид формулирует их открыто. Полагают, что именно отсутствие загадкипривело к меньшей популярности книг Герсонида по сравнению с Маймонидом.
 Во введении к «Войнам Господа» Герсонид перечисляет основные философскиепроблемы, разобранные в труде:

  1. Имеет ли рациональная душа, не достигшая полного совершенства, посмертную жизнь, и если да, бывают ли разные уровни бессмертия души?
  2. Знание будущего, приходящее к человеку во сне или пророчески, приходит в силу потребности в этом знании или случайно? Если не случайно, какова причина и как она действует?
  3. Знает ли Бог существующие вещи, и если да, какова природа этого знания?
  4. Существует ли божественное провидение для отдельных людей, групп и человечества в целом?
  5. Каковы причины и происхождение движения небесных сфер?
  6. Является ли мир вечным или был сотворён? Каким образом?

 В том же труде Герсонид разбирает ещё два вопроса — чудеса и критерий,по которому можно определить истинного пророка, и приводит списокатрибутов Бога; при этом первыми фигурируют атрибуты, играющие такжецентральную роль у более позднего еврейского философа ХасдаяКрескаса, — радость и любовь. Интересна принципиальная позицияГерсонида, что все тезисы книги базируются на доводах разума, а не натексте Торы.
 Файл:GenesisRalbag.jpgthumbrightОбложкакомментария Ралбага к книге Бытия. Маале-Адумим, 2002.иудаизма и былиобъявлены еретическими. Впрочем, другое сочинение бен Гершома —нравоучительный комментарий к Танаху «תועליות» (To'aliyoit, ) —получило их одобрение. Комментарий Герсонида к Торе был впервыенапечатан в 1476 году, стал одной из первых еврейских книг и многократнопереиздавался. Комментарии к другим книгам Танаха (еврейской Библии),создававшиеся между 1325 и 1338 годами, имеют разный стиль всоответствии с содержанием библейских книг. В одних он более занимаетсяфилологией («Иов», «Екклезиаст»), в других — аллегорией («Песньпесней»), в третьих — нравоучением («Рут», «Эстер») и так далее.Именно эти нравоучительные части были изданы отдельно в двух томах подназванием «».
 Из собственно раввинистического наследия Герсонида, помимоперечисленного, сохранились два респонса, пародийное выступление наПурим и три молитвенных стихотворения («»). Комментарии Герсонида кталмудическому трактату «Берахот» не сохранились.

Индивидуальное бессмертиедуши


 Герсонид, так же как и Маймонид, и многие другие перипатетики считали,что бессмертие души обеспечивается высшими понятиями, которые человекуудаётся внести в свою душу в течение жизни. Это происходит с помощьюАктивного Интеллекта, который у Герсонида не совпадает с Богом, аэманируется из всех девяти отделённых интеллектов:
 \beginquoteЯсно, что приобретённый интеллект есть усовершенствование материальногоинтеллекта с помощью Активного Интеллекта.\endquote
 В связи с этим возникала известная трудность, упоминаемая Аверроэсом иИбн Гебиролем, — получается, что бессмертная душа не имеетиндивидуальности. По Аверроэсу, материальный интеллект есть часть общегодля всех Активного Интеллекта, а посему не может иметь индивидуации.Герсонид отвергает эту теорию и отвечает на это так:
 \beginquoteЧасть знания, которой обладают и Реувен, и Шимон, всё же отличается вних, как и другое общее. Так, например, совокупность приобретённогоинтеллекта Реувена отличается от совокупного приобретённого интеллектаШимона.\endquote
 То есть, поскольку количество знаний и их связь у разных людей различны,их души тоже будут отличаться. По-видимому, Герсонид считает, что исамосознание будет тоже сохранено и будет сопровождаться чувстваминаслаждения и радости при созерцании приобретённого знания.
 Активный Интеллект, по Герсониду, стимулирует приобретение знаний илираспространяет знания в материальном интеллекте, и бессмертие души нетребует слияния с Активным Интеллектом, что рассматривается некоторымиисследователями как защита философии от мистики. Своеобразие системыРалбага в том, что понятия, дающие бессмертие, не обязательно относятсяк метафизике, научные знания тоже вносят вклад в бессмертие души. Такимобразом, мировоззрение Герсонида создаёт сильную мотивацию для занятийнаукой, а кроме того, делает передачу и распространение знаний моральнойобязанностью философа. И, наоборот, в вопросе теодицеи Ралбаг указывал вкомментарии к книге Иова, что человек может страдать за грехи,неизвестные ему, в частности, за то, что недостаточно стремилсяприобрести познания.

Знание Бога иуправление


 В вопросе, каким именно знанием деталей о мире обладает Бог, Герсонидпроводил среднюю линию. Бог знает не только о видах существ, какутверждал Аристотель, но не знает всех деталей их бытия. Бог знает всё,что можно знать о данном существе из того, что оно принадлежит к данномувиду. В частности, Бог не знает, какое именно решение примет человек вбудущем, как утверждал Маймонид. Нет, Бог только знает, какиевозможности выбора есть у человека, и как он их обычно использует.Ралбага не беспокоил такой подрыв догмата о Божественном всеведении.
 В вопросе о том, как Бог управляет миром, Герсонид мыслит сходно сМаймонидом. Существует общее видовое управление и индивидуальноеуправление, которое, однако, распространяется только на людей,достаточно усовершенствовавших свой интеллект и качества. Остальныеостаются на игру случайностей или небесных тел, но им дан разум, чтобыизбежать бед. Зло никогда не исходит от Бога, а только от материи.
 Герсонид отверг теорию эманации, что Божественное влияние переходит отБога вниз через отделённые интеллекты. По Ралбагу, все отделённыеинтеллекты сотворены Богом одновременно и не имеют друг к другу никакогоотношения. Он отверг также идею Аверроэса, что Бог влияет на мирисключительно через вращение сферы звёзд. Весь мир подчинёнБожественному замыслу, и управление есть по сути продолжение творения.

Основыверы


 Герсонид следует Маймониду в том, что Писание нельзя понимать буквально,философские предпосылки должны предшествовать прочтению. С другойстороны, Герсонид считал, что всецело полагаться на философов можно,только когда их учение соответствует фундаментальным принципам Торы(Комментарий к Книге Притч):
 \beginquoteПреклони ухо своё к словам Мудрецов — это изучение философии, нообращай внимание на мудрость мою — не полагайся целиком на философов,кроме как они согласуются с фундаментальными принципами, сообщаемымиТорой.\endquote
 Тем самым, Герсонид обходит вопрос, зачем вообще необходимо Откровение,если его надо проверять разумом.
 Герсонид, в отличие от Маймонида, не дал списка фундаментальных основ,поэтому исследователи пытались собрать из сочинений Герсонида то, что онназывает «краеугольные камни» , «корни» или «фундаментальныепринципы» . Первоначально насчитали 7 принципов, некоторые из которых,очевидно, идут от Маймонида. Более поздние исследователи расшириликоличество принципов до 22. Среди них маймонидовские: существованиеБога, его единство, неизменность и вечность Торы. Есть также и такие,которые Маймонид исключил из списка: сотворение мира, наличие свободыволи у человека. И наконец, чисто философские: Бог эманирует добро в мирна основе благости и милосердия, а не необходимости; события в подлунноммире вызываются движением небесных сфер. Некоторые из этих принциповважны только как опора для других.

Imitatio Dei


 Представление о том, что человеческая этика включает в себя принципподражания Богу , появляется уже в еврейской Библии. Древние еврейскиеисточники говорят, как правило, о подражании действиям Бога. Маймонидсчитал, что человек подражает Богу, когда сам достигаетинтеллектуального совершенства и помогает другим приобрести хорошиекачества. В отличие от него, Герсонид полагал, что подражание Богу —приобретение интеллектуального совершенства и помощь другим в достиженииинтеллектуального совершенства, а не просто хороших качеств характера. УГерсонида, тем самым, получается более последовательная картина, чем уМаймонида. На практике это выражается у Герсонида в двух вещах:написание книг и призывы к другим учёным к обмену знаниями.
 \beginquoteБолее того, не подобает оставлять только для себя знания, которые нектоприобрёл. Это будет вопиющей неблагодарностью. В самом деле, всяВселенная произошла от Господа, не принеся ему никакого особенногопреимущества, поэтому подобает любому, кто как-то продвинулся ксовершенству, поделиться совершенством с другими. Таким образом онподражает Богу настолько, насколько он может.
 (Предисловие к «Войнам Господа»)
 .\endquote
 Тем самым, научное сотрудничество приобретает у Герсонида не толькоутилитарную или моральную, но и религиозную мотивировку

Проблема атрибутовБога


 Проблема, которой много занимались в средние века, — есть ли у Богапозитивные атрибуты, а именно, как понимать в отношении Бога такие словакак «милосердный», «добрый» и тому подобное. Крайнюю позицию в данномвопросе занимал Маймонид. Он считал, что все слова, которые применяютсяк Богу и к кому-нибудь ещё, есть просто пары чистых омонимов, пары слов,имеющих разный смысл, но случайно совпавших. Соответственно, все места,где Танах применяет к Богу эпитеты, надо считать чистыми метафорами, нети не может быть ни аналогии, ни уподобления между Богом и другимобъектом.
 Герсонид отверг негативную теологию Маймонида. По Ралбагу, мы можемприменять по отношению к Богу позитивные атрибуты, необходимо толькопонимать, что слова, применённые к Богу, имеют несколько другоезначение, чем когда они используются по другому поводу. Ралбаг приводитсписок таких традиционных атрибутов: сущий, благой, вечный, всезнающий,единый и другие.

Сотворениемира


 Герсонид должен был выбрать одну из главных теорий происхождения мира,перечисленных Маймонидом: вечен (по Аристотелю), из первоматерии (поПлатону) или из ничего (по книге Бытия). Герсонид приходит к заключению,что сотворение противоречит физике, и принимает платоническуюпозицию. При этом он различает «первобытное вещество», непостижимое и неимеющее никакой формы и движения («воды» в начале книги Бытия), и«первовещество», которое потенциально способно принимать форму («тьма» вкниге Бытия). Первовещество играет значительную роль в космологииГерсонида, именно оно является жидкостью («вещество, не сохраняющееформу»), которая находится между небесными сферами и изолирует ихдвижение друг от друга.
 В подтверждение своих тезисов Герсонид выдвинул группу собственных,весьма сложных доказательств того, что мир был сотворён, в чём одно изсущественных отличий теорий Герсонида и Маймонида, — последний считал,что доказать сотворение мира невозможно. Доказательство Герсонидаопирается на то, что наличие определённых свойств в телах показывает изсотворённость. Эти свойства он находит как в небесах (например, наличиеакцидентов, а также свойств, назначение которых в действии на другиетела), так и в самих пространстве и времени (количественный характер,исключающий возможность бесконечности). Интересно, что некоторые издоказательств Герсонида свободны от антропоцентрических и дажегеоцентрических мотивов.

Комментарий кТанаху


 Комментарий Ралбага к Танаху оценивается как довольно сухой и несколькопрямолинейный, он излагает свои взгляды открыто и уверенно, не прибегаяк намёкам и умолчаниям, и не ссылается на мистику или тайны. Герсонид незатрагивает вопросы, по которым у него нет полной научно-философскойкартины. Зато он уверенно разрешает вопросы, которые затруднялиМаймонида. Так, сотворение мира может быть доказано, как и то, чтоисходная материя была вечной. Он считает, что текст Торы ясен и избегаетобъяснений в духе Нахманида (преддверие будущих событий). Торарациональна и использует в качестве простого смысла философскуюаллегорию, которая устраняет неправильные взгляды и ведёт к правильнойкосмологической картине мира и метафизике, особенно в начале книгиБытия. Вера в рациональную основу Торы привела Ралбага к отрицанию того,что некоторые заповеди могут иметь историческую подоплёку, как этоделает Маймонид. Так, жертвоприношения развивают отвлечённое мышлениеи помогают дойти до ступени пророчества. Соблюдение заповедей и вера впомощь свыше преодолевают власть природных сил — Израиль победиламалекитян именно благодаря этой вере, несмотря на то, что амалекитянеастрологически вычислили время, гарантирующее победу.
 Некогда комментарий Ралбага к Торе пользовался большой популярностью, очём свидетельствует большое количество сохранившихся рукописей — околосорока. Рассматриваемый комментарий был издан уже в 1476 году в Мантуе,всего через два года после появления первых печатных изданий на иврите,и был среди первых девятнадцати печатных еврейских книг. Комментарий кТоре, в отличие от комментария к другим книгам Танаха, не вошёл, однако,в распространённое издание 1547 года в Венеции (Mikraot Gdolot,Большие Писания)" в силу большого объёма и трудного языка (в современныхизданиях к комментарию даже даётся глоссарий), а вышел отдельнымизданием. Падению популярности способствовало также неприятие философииРалбага многими еврейскими авторами, особенно Хасдаем Крескасом иИцхаком Абарбанелем.
 Значительная часть комментария Ралбага посвящена галахе (еврейскомузакону), где практические детали закона в духе Мудрецов Талмудавыводятся из стихов Писания. Во введении ко всему комментарию Герсонидделает общее заявление, что он будет пользоваться логическими правиламивывода, а не герменевтическими правилами из Талмуда.
 \beginquoteИ вот при описании заповедей и их корней, из которых вытекают всезаконы, прояснённые талмудической мудростью, мы не будем иметьобыкновение примыкать эти законы к тем же стихам Писания, чтоиспользовали Мудрецы Талмуда, пользовавшиеся по своему обычаютринадцатью правилами толкования Торы. А то, что они примкнули истинныеи принятые по традиции законы именно на те стихи, это толькоиспользование их в качестве намёка и опоры, а не в качестве истинноговывода из тех мест. И уже смогли люди вывернуть все законы Торы,пользуясь теми приёмами, так что «смогли объявить чистым нечистоепресмыкающееся». Но мы примкнём их к простому смыслу стихов Писания,которые позволят вывести их, и это даст спокойствие душе. И это неявляется отступлением от взглядов Мудрецов Талмуда, ибо и они несчитали, что выводят эти законы, а полагались на традицию передачивплоть до учителя нашего Моисея, и они стремились найти намёк в стихахПисания, как упомянул наш учитель (Маймонид) в предисловии к«Комментарию к Мишне» (Корень второй). А то, что мы опираемся на простойсмысл стиха, приносит большую пользу, ведь мы легко можем запомнитьстихи Писания вследствие постоянного чтения, и если объяснения заповедейбудут вытекать из простого смысла стихов, мы будем помнить и детализаповедей, как помним и сами стихи.\endquote
 В предисловии Ралбаг даёт девять собственных логических правил вывода,для которых он вводит особый термин на иврите: « (mekomot, места)», чтосоответствует греческому термину «topica» у Аристотеля. К каждомулогическому фрагменту текста Герсонид делает три вида комментариев,обычно каждый в отдельной части: трудные слова, общее течение изложенияи дидактические заключения под названием « (toaliyot, полезные выводы)»,последние могли относиться к области убеждений, свойств характера изаповедей. При объяснении слов Ралбаг предпочитает использованиеконтекста, а не этимологии. Можно предполагать, что интерес к выводузаконов галахи из Торы был вызван систематической критикой Талмуда состороны католической церкви, сопровождавшейся иногда и сожжениемТалмуда.
 В комментарии к повествовательной части Писания Ралбаг в значительнобольшей степени, чем Маймонид, придерживается взгляда, что историиТанаха следует понимать как реальные события. Так, он понимает явленияангелов к Аврааму буквально, а не как сновидения. Только в тех случаях,когда прямой смысл философски невозможен, Ралбаг прибегает к аллегории.Например, невозможно представить, чтобы Бог сотворил коварного змея,поэтому змей толкуется аллегорически, хотя сам райский сад и Еваозначают всё-таки реальные объекты.

Натуральнаяфилософия


Небо иземля


 Как уже говорилось, Герсонид считал небесные явления причиной земных.Поскольку земная теплота, как тогда считалось, относится только кчетырём земным элементам и не имеет отношения к Солнцу, Герсониду надобыло объяснить, как Солнце греет Землю. По его мысли, существуетсродство между Солнцем и элементом огонь. Именно поэтому, чемближе Солнце к Земле, тем теплее, так как близость Солнца вызываетдвижение огня на Земле. Точно так же существует сродство между Луной иэлементом вода. Герсонид признаёт также влияние других небесныхтел на Землю, что является астрологией, которую Ралбаг поставил нааксиоматическую основу. Так, чем ближе находится небесное тело к Земле,тем сильнее его воздействие. Надо учитывать также близость тел к зениту,длительность его положения в определённой позиции, а также взаимноеположение тел и звёзд.

Теориядвижения


 Герсонид отверг представления Аристотеля, что для движения земных тел имнеобходим постоянный двигатель. Он утверждал, что в некоторых случаяхдвигатель не требуется, например, падающее тело будет продолжать падатьс растущей скоростью, пока земля не остановит его. Тем самым, Герсонидотказался от определения инерции по Аристотелю, что она ограничиваетсясопротивлением любому движению. Соответственно опровергается идоказательство Аристотеля о необходимом существовании Перводвигателя,доказательство столь подробно изложенное и Маймонидом. Он такжепересмотрел теорию Аристотеля о естественных местах тяжёлых и лёгких тел(см. ниже). Тем самым, по мнению многих исследователей, Герсонид принялучастие в постепенном отходе от аристотелевской механики к Декарту иНьютону, хотя и не был так радикален как Оккам или Хасдай Крескас.
 Бен Гершом, как и многие другие, стремился объяснить действие магнита,явно противоречащего учению Аристотеля. Герсонид не принял объяснениеАверроэса, что из магнита выходят невидимые частички, которыеподталкивают железо. Объяснение самого Ралбага заключается в том, что вмагните таится какая-то особая природная сила, которая действует нажелезо.

Природа времени, конечность,непрерывность


 Герсонид считал, что мир сотворён, и даже выдвинул собственноедоказательство, в то время как, по мнению Аристотеля, мир существовалвсегда. Из этого вытекают расхождения мнений этих двух авторов о природевремени: конечно ли время, непрерывно и существует ли оно вне тел. Так,по Герсониду, время может быть рассматриваемо и отдельно от субстрата, ив нём. Аргументом за отделение времени от субстрата является то, чтовремя одинаково для всех объектов. Кроме того, Герсонид, в отличие отАристотеля, считал, что прошедшее актуально, и только будущеепотенциально. Как прошедшее может быть потенциальным, спрашиваетГерсонид, если все его события уже произошли? А коль скоро прошедшееактуально, оно не может быть бесконечно, стало быть, существовало невсегда. А из того, что время количественно и измеримо, Герсонид выводит,что оно было создано. В общей сложности, Герсонид выдвинул более десятидоказательств конечности времени.
 Подобно Маймониду и Хасдаю Крескасу, Герсонид выступал против атомизма,он пытался дать решение парадоксам Зенона о движении и делении, отличноеот аристотелевского — в духе различения между разными видамибесконечного деления, что получило высокую оценку у некоторых авторов.Попутно Герсонид обсуждает, возможны ли бесконечные числа. Его вывод,видимо, таков, что процесс увеличения числа бесконечен, но само числопри этом всегда остаётся конечным. Так же обстоит дело с делениемнепрерывных величин, что звучит достаточно современно.

Живаяприрода


 Герсонид известен, прежде всего, как астроном, тем не менее, стремлениек познанию пробудило в нём интерес к живой природе. Так, в комментарии ккниге Аверроэса о животных Ралбаг упоминает, как проделывал специальныеопыты, чтобы проверить утверждения Аверроэса о влиянии почвы на формуростков. В самом факте проведения опытов сказался эмпиризм Ралбага.
 Герсонид замечал, что трудно исследовать тонкие детали тел животных, ипредложил использовать приспособления, «которые показывают вещи крупнее,чем на самом деле, вроде сжигающего зеркала ». Предложение осталось,по-видимому, не воплощённым и забытым, и микроскоп был изобретён гораздопозже.

Астрономия икосмология


 Пятый из шести разделов книги Герсонида «Войны Господа» в 136главах был посвящён астрономии и её натурфилософским и метафизическимосновам. По указанию папы Климента VI астрономический раздел былпереведён августинским монахом Петром из Александрии на латинский язык(1342) и пользовался большим авторитетом среди европейских ученых; иминтересовался, например, Кеплер, который искал полную рукопись этоготома. По некоторым сведениям, в переводе принял участие и брат Леви бенГершона Соломон. Эта часть книги, однако, до сих пор не напечатана ни наиврите, ни на латинском. Сам Герсонид упоминает об интересе к егоисследованиям в окружении папы; по некоторым сообщениям, упомянутыйКлимент VI, планируя реформу календаря, опирался на исследованияРалбага.
 В отличие от Маймонида и многих других, Ралбаг считал, чтоастрономическая теория должна сочетать в себе и математику, инатуральную философию. И вообще разные науки составляли в его ученииединое целое, которое должно проверяться наблюдениями.
 \beginquoteСовершенное астрономическое исследование должно принадлежать к двумнаукам — математике, так как используются геометрическиедоказательства, и натуральной философии, так как используются физика ифилософские доказательства.\endquote
 Другая особенность взгляда Герсонида на науку состояла в том, что он былдалёк от инструментализма и верил в возможность человеческого разумапостичь истину, а не просто придумать объяснение явлений или даже способрасчёта. Историк Фройденталь назвал это реалистической эпистемологией,из которой вытекают и другие особенности взглядов Ралбага.
 Астрономия, по Герсониду, приносит большую пользу другим наукам и, вконечном счёте, приводит к постижению Бога.

Основные принципыкосмологии


 Герсонид следовал геоцентрической системе мира, разработанной ранееАристотелем и Птолемеем, но существенно модифицировал их учения. По егомнению, Земля находится в центре мира не потому, что там её естественноеместо, а просто потому что она тяжелее всех окружающих её тел. Вообще,любое тело движется вверх, если оно окружено более тяжёлыми телами, ивниз, если его окружают тела более лёгкие. Это положение Герсонидобосновывает посредством нескольких мысленных экспериментов. Например,если смешать воду и землю в сосуде, расположенном в воздухе (то естьтам, где Аристотель предполагал естественное место элемента воздуха —выше естественного места воды), то вода будет двигаться вверх, удаляясьот места, которое Аристотель считал её естественным местом. Естественноеместо элемента, по терминологии Герсонида, — это всего лишь место,расположенное ниже всех более лёгких окружающих его элементов, и вышевсех более тяжёлых.
 Обсуждая возможность вращения Земли вокруг оси, Герсонид приходит кобычному для того времени выводу, что Земля покоится, а небо двигается.Предметом его рассмотрения была гипотеза, согласно которой все движения,наблюдаемые на небесах (а не только суточное вращение небосвода),относятся к Земле. По его мнению, если бы двигалась только Земля, мы невидели бы изменения относительного положения небесных тел, а, сталобыть, небесное движение существует. Ралбаг приводит этот аргумент даже вкомментарии к Торе:
 \beginquoteДополнительная храмовая жертва на новомесячье приносилась в тот день,когда видели новую луну. И обновление луны указывает на движение нанебе, и это показывает ошибочность взгляда, что небеса покоятся, а землясовершает суточное движение, как думали люди. Потому что тогда луна исолнце всегда находились бы в одинаковом взаимном положении, а мы видимобратное, так как каждый месяц луна встречает солнце, а затем постепенноудаляется от него, а потом они снова начинают сближаться. И так жеобстоит со светом луны, который постепенно прибавляется, затемослабевает, пока не исчезнет, а потом появляется снова, когда появляетсяновая луна. Отсюда с неизбежностью вытекает, что небо двигается. Апоскольку для каждого движения требуется двигатель, значит и у небесесть двигатель, и так мы узнаём о существовании отделённых интеллектов.\endquote
 \beginquoteИ от движения звёзд есть большая польза, так как понятно, что естьперводвигатель, и это Бог. И именно поэтому Исаак молился перед заходомсолнца, ибо именно в этот момент людям ясно, что солнце движется, иотсюда вытекает, что у него есть двигатель. И по той же причине Аврааммолился после восхода солнца, так как влияние солнца известно всем, и вдревности многие ошибочно принимали солнце за божество. И именно поэтомуизбрали наши святые отцы такие времена молитв, когда ясно, что солнцедвигается, так как каждый день оно восходит в другом месте, чем впредыдущий день\ldots А если бы Земля вращалась, а небеса покоилисьбы, этого бы не происходило, — солнце всходило и заходило бы каждыйдень в одном и том же месте\ldots И так же Яков молился после заходасолнца, так как все звёзды двигаются одной причиной — Богом.\endquote
 Герсонид подробно рассмотрел возможность существования других миров.Большинство из доводов против этой возможности, принадлежащихАристотелю, показались ему неубедительными. Однако непреодолимым емупоказался аргумент, согласно которому существование иных миров влечет засобой существование разделяющей их пустоты. Таким образом, он осталсясторонником представления о том, что наш мир является единственным.
 Как и подавляющее большинство средневековых мыслителей, Герсонидразделял мнение Аристотеля, что небесные сферы приводятся в движениедуховными сущностями — интеллигенциями, или интеллектами. Однако онотошёл от одного из основных принципов средневековой космологии, чтодвижение распространяется только от внешних небесных сфер к внутренним.По его мнению, всего существует 48 интеллектов, а над ними — АктивныйИнтеллект, осуществляющий связь с Богом. Герсонид допускалраспространение движения от центра к окраинам, что нарушало принятую всредневековье иерархию интеллектов.
 При этом сфера неподвижных звёзд находится в иерархии выше других сфер,так как от неё происходит движение предметов на земле, приходитсяпредположить, что эта сфера обладает более сложным движением, чемпростое вращение. Сферы и звёзды состоят из одного материала —квинтэссенции, при этом звёзды светятся не в силу своего несовершенства,а в соответствии со своим предназначением.

Теоретическаяастрономия


 Ралбаг провёл последовательный анализ системы Птолемея, привлекаяаргументы из наблюдений, натурфилософии и математики, что было довольнонеобычным сочетанием. Он отверг как теорию гомоцентрических сферАл-Битруджи, так и теорию эпициклов Птолемея. Первая из них(предполагающая, что Земля находится точно в центрах окружностей, покоторым движутся светила) опровергается изменениями угловых размеровнебесных тел. Эпициклы предполагают, что в их центре должны быть твёрдыетела, а никто никогда не видел, чтобы они что-либо затмевали. Крометого, при эпициклах была бы видна обратная сторона Луны. По мнениюГерсонида, теорию движения планет необходимо строить на основе моделиэксцентров.
 В его теории эксцентрические сферы не прилегают плотно, а отделены слоемжидкости. Свойства этой жидкости сходны со свойствами обычных земныхжидкостей здесь имеет место отход от представлений Аристотеля, чтонебесные и земные вещества имеют разную природу. Скорость течениякосмической жидкости меняется в пространстве таким образом, что междудвумя сферами, относящимся к разным планетам, существовал слой, гдескорость течения равна нулю. Цель такого закона изменения скоростижидкости заключалась в том, что он изолирует сферы друг от друга. Другойцелью было размещение центра вращения сфер внутри объекта, скоростьвращения которого равна нулю. В соответствии с общепринятыми тогдавзглядами (основанными на физике Аристотеля в интерпретации Аверроэса)он полагал, что центр вращения каждой небесной сферы должен находитьсявнутри неподвижного объекта, которой как бы служил телом отсчёта,относительно которого отмеряется вращение. Ещё у Маймонида быловозражение против птолемеевых эксцентров, что центр вращения, скажем,сферы Юпитера расположен не в неподвижной Земле, а внутри сферы Марса,которая сама вращается. Введя неподвижный слой жидкости, Герсониддостигал того, что центр вращения каждой сферы оказывался внутринеподвижного тела — слоя жидкости, текущего с нулевой скоростью.
 Основываясь на своём законе изменения скорости течения космическойжидкости, Герсонид разработал теоретический метод вычисления космическихрасстояний. При этом он склонялся к варианту расположения светил,предложенному Джабиром ибн Афлахом (в порядке удаления от Земли:Луна — Солнце — Меркурий — Венера — Марс — Юпитер —Сатурн — неподвижные звёзды). Согласно его оценке, сфера неподвижныхзвезд удалена от нас на 157 триллионов радиусов Земли, что составляетоколо 100 тысяч световых лет. Это была самая большая оценка размеровмира, данная в средние века.

Наблюдательнаяастрономия


Открывающий скрытое, или посох Якова. Колышки в углах сделаны дляудобства пользователя.Шкала для снятия показаний. Герсонид учёл, чтоугол на инструменте и угол внутри глаза отличаются, и сумел ввестиколичественную поправку на эту ошибку.

 В отличие от многих других учёных, при построении теории движенияпланет, Солнца и Луны Герсонид опирался на многочисленные собственныеизмерения. Он описал около десятка затмений, а также много другихнебесных явлений, наблюдавшихся им лично. Так, Герсонид описываетсоединение Венеры и Юпитера, которое он наблюдал в городе Авиньон,тогдашней резиденции римского папы. Ещё более необычным длясредневековой науки было проведение специальных наблюдений за Луной дляпроверки того, какая модель её движения адекватнее. Герсонид изобрёлспециальный инструмент для измерения угловых расстояний между небеснымителами — «посох Якова» , использовавшийся с некоторымиусовершенствованиями в течение столетий; им, например, пользовалсяРегиомонтан. Сам автор изобретения называл его «», дал его описание в«Войнах Господа» и даже воспел в стихах. По другой теории, инструментбыл изобретён еврейским астрономом . Герсонид пользовался и другимиинструментами: камерой-обскурой и усовершенствованной им самимастролябией. Он наблюдал затмения на задней стене большой комнаты,превращённой в камеру-обскуру. Герсонид первый понял, что при точныхизмерениях угловых размеров в камере-обскуре необходимо вводить поправкуна ширину отверстия, и указал, как это сделать. Вообще, он обращалособое внимание на возможные источники ошибок при астрономическихизмерениях и не пытался искусственно гармонизировать наблюдаемые данныес античными.
 Герсонид утверждал, что для проверки астрономических гипотез надоучитывать не только положение светил на небе, но и наблюдаемыефизические характеристики небесных тел, такие, например, как яркость,которая заметно меняется у Марса и других небесных тел. Таким образом,если до Герсонида астрономия считалась частью математики, то он внёс вастрономию физику. Птолемей доказал, что теории движения Луны поэпициклам и эксцентрам математически эквивалентны, на что Герсонидвозразил, что они не будут эквивалентны физически: при эпициклах должнабыть видна и другая сторона Луны, чего не наблюдается (видимый рисунокна поверхности Луны Герсонид считал реальностью, а не иллюзией).
 Герсонид расширил метод Птолемея для измерения параллакса луны наизмерение параллакса комет, что обычно приписывается Региомонтану.Однако, как считал сам Герсонид, «метод не показал истины» и не выявилискомого параллакса. Только позднее Тихо Браге разобрался с параллаксомкомет: Герсонид не смог его обнаружить, так как считал, согласноАристотелю, что всё, что меняется, находится в подлунном мире, а насамом деле кометы, как правило, находятся дальше, чем Луна. Видимоеотсутствие параллакса привело Ралбага к дополнительному предположению,что гипотетическая межпланетная жидкость имеет особенные свойства вподлунной части мира.
 У Герсонида встречаются явно сформулированные элементы теории ошибокизмерения, которая была полностью развита Галилеем. Герсонид поместил ихв свой комментарий к книге Притч, там среди прочего упоминается важностьмногократного повтора наблюдений.

Теория движениялуны


 Проведя множество измерений положения луны, её углов