Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус ( — ) — немецкий философ, ,
-экспериментатор, изобретатель. В некоторых русских источниках его
называют Чирнгауз или Чирнгаузен. Иностранный член
Парижской академии наук (1682).
Биография и научная
деятельность
Первоначальное образование Чирнхаус получил на родине, в Лужицком крае,
где род его принадлежал к местному старинному дворянству, некогда
носившему фамилию Черноус. По призванию и наклонности к
математическим наукам приехал в 1668 году в Лейден, для изучения
математики и физики. Начавшаяся война между Голландией и Францией
увлекла его на поле сражения. Он поступил волонтёром в голландскую
армию, а по окончании войны предался изучению науки, побывал в Англии,
где познакомился с Генри Ольденбургом, ученым секретарем Лондонского
королевского общества.
Прибыв в 1675 году в Париж, он, по рекомендации Ольденбурга,
познакомился там с Лейбницем, которому сообщил о своем первом
исследовании по алгебре. Позднее, в 1683 году, это исследование было
напечатано в «Acta eruditorum» под заглавием: «Methodus auferendi omnes
terminos intermedios ex data equatione», то есть метод удаления всех
промежуточных членов из данного алгебраического уравнения.
Предполагается, что дано алгебраическое уравнение n-й степени с
n+1 членами. При посредстве вспомогательного уравнения
(n-1)-й степени, заключавшем в себе другую неизвестную величину,
из этих двух уравнений составлялось новое уравнение, состоявшее только
из двух членов: n-й степени введенной неизвестной величины и
постоянного члена. Таким путём, чисто алгебраическим, автор полагал
решить алгебраическое уравнение какой угодно степени. Применение этого
метода к уравнениям 3-й и 4-й степени оказывалось удачным, но уже
Лейбниц сомневался, чтобы таким образом можно было решить уравнение 5-й
степени (см. теорема Абеля — Руффини).
В сочинении под заглавием: «Medicus mentis seu tentamen genuina logicae,
in qua disseritur de methodo detegendi incognitas veritates» (Амстердам
1687 и Лейпциг, 1695), посвящённом логике и философии, автор
рассматривает свойства кривых линий со многими фокусами, указывает
способы вычерчивания этих кривых с помощью нитей и определяет
направления касательных к этим прямым. Ему же принадлежат исследования
свойств зажигательных (катакаустических) кривых, образуемых
параллельными лучами, отраженными от сферических вогнутых зеркал и от
зеркал, меридиональное сечение которых есть циклоида. Метод Чирнхауса в
теории алгебраических уравнений и его исследования о каустических кривых
были отмечены Французской академией наук, которая приняла его в число
иностранных членов.
После 1681 года Чирнхаус долго жил в Саксонии, где, при поддержке со
стороны курфюрста, основал три стеклянных завода, изготовлявших
оптические стекла невиданных до того времени размеров. Самое большое
вогнутое зеркало (из меди), им устроенное, имело 3 лейпцигских локтя в
диаметре и 2 фута фокусного расстояния. Изготовлением и применением
чрезвычайно больших фокусирующих зеркал и линз удалось проводить
новаторские физические и химические опыты; например, итальянские физики
Аверани и Тарджиони во Флоренции впервые доказали горючесть алмаза в
1694 и 1695 годах.
Файл:Brennspiegel von Tschirnhaus
DMM.jpgthumbЗажигательное стекло Чирнхауса, Немецкий
музей (Мюнхен).фарфора, однако после его смерти в 1708 году лавры
достались Иоганну Бёттгеру.
Теория
познания
В сочинении «Medicina mentis sive artis inveniendi praecepta generalia»,
вышедшем впервые в 1687 году, Чирнхаус желает дать ars inveniendi —
искусство научного познания реальных вещей, а не только искусство
сочетания слов. Основу всякого познания он видит, вместе с Декартом, в
достоверности сознания, оправданной внутренним опытом, но внутренний
опыт подтверждает ещё и то, что некоторые состояния нам приятны, а
другие нет, что мы кое-что можем понять, а другое нет, наконец, что мы
имеем восприятия и представления о внешних предметах. В этих фактах
Чирнхаус видит основу познания вообще, основу морали, основу
рационального и эмпирического познания в частности. Задача науки состоит
в выведении частного из общего; следовательно, метод её — дедукция.
Материал науки — понятия. Работа науки над понятиями выражается в трёх
актах: так как материал науки — понятия ума, а не перцепции
воображения, то первый акт состоит в правильном определении, второй —
в выводе из определений аксиом, третий — в переходе от соединения
определений к теоремам. Полученную таким путём систему знания Чирнхаус
называет физикой или наукой о мире. «Под физикой я не разумею ничего
иного, как науку о мире, которая доказана a priori — точным
математическим методом, и a posteriori — очевиднейшими опытами,
убеждающими воображение».
Теории индукции или опыта Чирнгауз не дал, но тем подробнее выяснил, что
он разумеет под определением, аксиомой и теоремой. «Определение есть
первое (основное) понятие вещи или первое, что понимается в вещи». Три
особенности Чирнгауз отмечает в определении. Во-первых, определения
зависят от нас; так, например, мы замечаем, что движение не может быть
представлено без движущегося, движущееся — без протяжения;
следовательно, протяжение есть то первое, ранее чего не может быть
понято движение. Во-вторых, определение вещи заключает в себе и
возникновение её. Кто имеет правильное определение круга или смеха, тот
в этом определении имеет и самую вещь. Эта мысль находится в полном
соответствии с духом рационализма XVII века, отождествлявшего causa и
ratio, причину и основание. В-третьих, правильное определение исключает
всякое сомнение в достоверности определяемой вещи. Чирнхаус даёт
довольно подробные указания относительно образования определений и от
них переходит к аксиомам. Аксиомами он называет истины, выведенные из
определений; вследствие этого вопрос о том, принадлежит ли известное
положение к числу аксиом, зависит исключительно от определений, путём
которых мы достигаем правильных понятий. Ежели мы образовали ряд
правильных определений, то для развития знания мы должны сочетать их
между собой; таким образом возникают теоремы. То, что ранее принималось
за самостоятельный элемент (natura), может оказаться элементом
зависимым — и наоборот, может случиться, что из такого соединения
возникнет новый элемент, или новая возможность, или новая истина.
Истины, полученные таким путём, Чирнхаус называет теоремами. Из
приведенного ясно, что «Medicina mentis» принадлежит к числу тех
сочинений, которые имеют в виду подробнее установить логику и
методологию рационалистической философии.