Д’Аламбер Жан Лерон

Жан Лерон Д'Аламбер (д'Аламбер, Даламбер; 16ноября 1717 — 29 октября 1783) — французский учёный-энциклопедист.Широко известен как философ, и механик. Член Парижской академии наук(1740), Французской Академии (1754), Петербургской (1764) и другихакадемий.

Биография


 Д'Аламбер был незаконным сыном маркизы де Тансен и, по всей вероятности,австрийского герцога . Вскоре после рождения младенец был подкинутматерью на ступени парижской «», которая располагалась у северной башнисобора Собора Парижской Богоматери. По обычаю, в честь этой церквиребёнок был назван Жаном Лероном. Вначале ребёнка поместили в БольницуПодкидышей. Затем доверенное лицо герцога артиллерийский офицер Луи-КамюДетуш, получивший деньги для воспитания мальчика, устроил его в семьестекольщика Руссо.
 Вернувшись во Францию, Детуш привязался к мальчику, часто навещал его,помогал приёмным родителям и оплатил образование Д'Аламбера.Мать-маркиза никакого интереса к сыну так и не проявила. Позднее, ставзнаменитым, Д'Аламбер никогда не забывал стекольщика и его жену, помогалим материально и всегда с гордостью называл своими родителями.
 Фамилия Д'Аламбер, по одним сведениям, произведена из имени егоприёмного отца Аламбера, по другим — придумана самим мальчиком или егоопекунами: сначала Жан Лерон был записан в школе как Дарамбер(Daremberg), потом сменил это имя на D'Alembert.
 1726: Детуш, уже ставший генералом, неожиданно умирает. По завещаниюД'Аламбер получает пособие в 1200 ливров в год и препоручается вниманиюродственников. Мальчик воспитывается наряду с двоюродными братьями исёстрами, но живёт по-прежнему в семье стекольщика. Он жил в домеприёмных родителей до 1765 года, то есть до 48-летнего возраста.
 Рано проявившийся талант позволил мальчику получить хорошееобразование — сначала в коллегии Мазарини (получил степень магистрасвободных наук), затем в Академии юридических наук, где он получилзвание лиценциата прав. Однако профессия адвоката ему была не по душе, ион стал изучать математику.
 Уже в возрасте 22 лет Д'Аламбер представил Парижской академии своисочинения, а в 23 года был избран адъюнктом Академии.
 1743: вышел «Трактат о динамике», где сформулированфундаментальный «Принцип Д'Аламбера», сводящий динамику несвободнойсистемы к статике. Здесь он впервые сформулировал общие правиласоставления дифференциальных уравнений движения любых материальныхсистем.
 Позже этот принцип был применен им в трактате «Рассуждения об общейпричине ветров» (1774) для обоснования гидродинамики, где он доказалсуществование — наряду с океанскими — также и воздушных приливов.
 1748: блестящее исследование задачи о колебаниях струны.
 С 1751 года Д'Аламбер работал вместе с Дидро над созданием знаменитой«Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Статьи 17-томной«Энциклопедии», относящиеся к математике и физике, написаны Д'Аламбером.В 1757 году, не выдержав преследований реакции, которым подвергалась егодеятельность в «Энциклопедии», он отошёл от её издания и целикомпосвятил себя научной работе (хотя статьи для «Энциклопедии» продолжалписать). «Энциклопедия» сыграла большую роль в распространении идейПросвещения и идеологической подготовке Французской революции.
 1754: Д'Аламбер становится членом Французской Академии.
 1764: в статье «Размерность» (для Энциклопедии) впервые высказана мысльо возможности рассматривать время как четвёртое измерение.
 Д'Аламбер вёл активную переписку с российской императрицей ЕкатеринойII. В середине 1760-х годов Д'Аламбер был приглашён ею в Россию вкачестве воспитателя наследника престола, однако приглашения не принял.В 1764 г. был избран иностранным почётным членом Петербургской академиинаук.
 1772: Д'Аламбер избран непременным секретарём Французской Академии.
 1783: после долгой болезни Д'Аламбер умер. Церковь отказала«отъявленному атеисту» в месте на кладбище, и его похоронили в общеймогиле, ничем не обозначенной.
 В честь Д'Аламбера назван кратер на обратной стороне Луны.

Научныедостижения


Математика


 В первых томах знаменитой «Энциклопедии» Д'Аламбер поместил важныестатьи: «Дифференциалы», «Уравнения», «Динамика» и «Геометрия», вкоторых подробно излагал свою точку зрения на актуальные проблемы науки.
 Исчисление бесконечно малых Д'Аламбер стремился обосновать с помощьютеории пределов, близкой к ньютоновскому пониманию «метафизики анализа».Он назвал одну величину пределом другой, если вторая, приближаяськ первой, отличается от неё менее чем на любую заданную величину.«Дифференцирование уравнений состоит попросту в том, что находятпределы отношения конечных разностей двух переменных, входящих вуравнение» — эта фраза могла бы стоять и в современном учебнике. Онисключил из анализа понятие актуальной бесконечно малой, допуская еголишь для краткости речи.
 Перспективность его подхода несколько снижалась тем, что стремление кпределу он почему-то понимал как монотонное (видимо, чтобыΔx0), да и внятной теории пределов Д'Аламбер не дал,ограничившись теоремами о единственности предела и о пределепроизведения. Большинство математиков (в том числе Лазар Карно)возражали против теории пределов, так как она, по их мнению,устанавливала излишние ограничения — рассматривала бесконечно малые несами по себе, а всегда в отношении одной к другой, и нельзя было в стилеЛейбница свободно использовать алгебру дифференциалов. И всё же подходД'Аламбера к обоснованию анализа в конце концов одержал верх — правда,только в XIX веке.
 В теории рядов его имя носит широко употребительный достаточный признаксходимости.
 Основные математические исследования Д'Аламбера относятся к теориидифференциальных уравнений, где он дал метод решения дифференциальногоуравнения 2-го порядка в частных производных, описывающего поперечныеколебания струны (волнового уравнения). Д'Аламбер представил решение каксумму двух произвольных функций, и по т. н. граничным условиям сумелвыразить одну из них через другую. Эти работы Д'Аламбера, а такжепоследующие работы Л. Эйлера и Д. Бернулли составили основуматематической физики.
 В 1752 году, при решении одного дифференциального уравнения с частнымипроизводными эллиптического типа (модель обтекания тела), встретившегосяв гидродинамике, Д'Аламбер впервые применил функции комплексногопеременного. У Д'Аламбера (а вместе с тем и у Л. Эйлера) встречаются теуравнения, связывающие действительную и мнимую части аналитическойфункции, которые впоследствии получили название условия Коши — Римана,хотя по справедливости их следовало бы назвать условиями Д'Аламбера —Эйлера. Позже те же методы применялись в теории потенциала. С этогомомента начинается широкое и плодотворное использование комплексныхвеличин в гидродинамике.
 Д'Аламберу принадлежат также важные результаты в теории обыкновенныхдифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами и систем такихуравнений 1-го и 2-го порядков.
 Д'Аламбер дал первое (не вполне строгое) доказательство основной теоремыалгебры. Во Франции она называется теоремой Д'Аламбера — Гаусса.

Физика, механика и другиеработы


 Выше уже упоминался открытый им принцип Д'Аламбера, указавший, какстроить математическую модель движения несвободных систем.
 Выдающийся вклад Д'Аламбер внёс также в небесную механику. Он обосновалтеорию возмущения планет и первым строго объяснил теорию предваренияравноденствий и нутации.
 Опираясь на систему Фрэнсиса Бэкона, Д'Аламбер классифицировал науки,положив начало современному понятию «гуманитарные науки».
 Д'Аламберу принадлежат также работы по вопросам музыкальной теории имузыкальной эстетики: трактат «О свободе музыки», в котором подведеныитоги т. н. войны буффонов — борьбы вокруг вопросов оперногоискусства, и др.

Философия


 Из философских работ наиболее важное значение имеют вступительная статьяк «Энциклопедии», «Очерк происхождения и развития наук» (1751, рус. пер.в книге «Родоначальники позитивизма», 1910), в которой данаклассификация наук, и «Элементы философии» (1759).
 В теории познания вслед за Дж. Локком Д'Аламбер придерживалсясенсуализма. В решении основных философских вопросов Д'Аламбер склонялсяк скептицизму, считая невозможным что-либо достоверно утверждать о Боге,взаимодействии его с материей, вечности или сотворённости материии т. п. Сомневаясь в существовании Бога и выступая с антиклерикальнойкритикой, Д'Аламбер, однако, не встал на позиции атеизма.
 В отличие от французских материалистов, Д'Аламбер считал, что существуютнеизменные, не зависящие от общественной среды нравственные принципы.Взгляды Д'Аламбера по вопросам теории познания и религии былиподвергнуты критике со стороны Дидро в произведении: «Сон Д'Аламбера»(1769), «Разговор Д'Аламбера и Дидро» (1769) и др.

Цитаты



  • Работайте, работайте — а понимание придёт потом.
  • Я не могу считать законным трату своих избытков, пока другие люди лишены необходимого\ldots
  • Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам.

Труды