Издание Чебышевского сборника

 По   решению   IV-ой   международной   научной   конференции "Современные проблемы теории чисел и её приложения"  в Тульском государственном педагогическим университете им. Л. Н. Толстого с 2001 года издается научный журнал "Чебышевский сборник" .
 В настоящее время "Чебышевский сборник"  — рецензируемый научно-теоретический журнал, охватывающий широкий спектр направлений современной математики, а также отдельные направления физики, информатики.
 Журнал индексируется в электронных базах данных MathSciNet Американского математического общества и Zentralblatt MATH издательства Springer, реферируется РЖ "Математика"  (Россия, ВИНИТИ), "Mathematical Reviews"  (США, American Mathematical Society).
 Электронная версия журнала размещена в открытом доступе на сайте "Чебышевского сборника" (http://cheb.tsput.ru), на Общероссийском портале (http: //www.mathnet.ru) и в Научной электронной библиотеке (http://elibrary.ru).
 Журнал включен в список ВАК "Рецензируемые научные издания, включенные в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук"  от 25.05.2015.
 В настоящее время выпущено 16 томов в 55 выпусках. В журнале опубликовано более 655 статей.
 Коллектив тульской школы теории чисел фактически все эти годы издания Чебышевского сборника разрабатывает проект "Информационные технологии в математике" , который направлен на разработку, создание и развитие современного интегрированного портала математического журнала "Чебышевский сборник" , как проблемно-ориентированной информационной системы, базирующейся на эффективной реализации иерархической модели научного знания в рамках функционального подхода для анализа данных в области математики.
 Научная значимость проекта связана с описанием основных иерархических моделей представления знаний в области теории чисел и алгебры, которые в основном представлены в журнале "Чебышевский сборник" .
 Практическая значимость работы связана с перспективой создания в рамках интегрированного портала математического журнала "Чебышевский сборник"  специализированной социальной сети авторов, экспертов, рецензентов и читателей журнала. Таким образом, речь идет о создании специализированного информационного пространства, ориентированного на исследователей-математиков.
 Основной задачей информационной системы является выделение функциональных взаимосвязей внутри корпуса научного знания по определенной предметной области (научные публикации, монографии и т. п.) на основе эволюционного моделирования.
 Появление технологий веб-сервисов ведет к глубоким изменениям в методах коммуникаций в научной среде. Основным элементом распространения и использование результатов научных исследований является их обсуждение и верификация научным сообществом, возможности которой неуклонно повышаются с момента появления технологии Web 2.0., такие как семантические сети, открытость научного знания и распределенная обработка больших объемов данных.
 Если научная публикация имеет высокую степень внутренней семантической организации информации и данных, то упрощается как поиск, так и распространение, повторное использование полученных результатов. В то же время, большинство статей, размещенных в сети интернет, до сих пор представляют собой электронные факсимиле линейных, слабо структурированных документов с поверхностным описанием метаданных и не достаточным семантическим структурированием элементов знания и взаимоотношений между элементами содержания публикации.
 В последние несколько лет были предложены несколько моделей организации научного знания с помощью выстраивания его семантической структуры. В результате на основе этого стал возможным перевод обсуждения научных результатов на новый качественный уровень.
 Например, Хармзе, одним из первых, предложена Модульная структура научных публикаций в электронной среде (Modular Structure for Scientific Articles in an Electronic Environment. PhD thesis (ISBN 90-9013486-7) Harmsze 'S).
 Формат ABCDE (de Waard, A. and Tel, G. 2006. The ABCDE format enabling semantic conference proceedings. In SemWiki.) организует документы по пяти типам блоков: Аннотация, Предпосылка, Основное содержание, Обсуждение, Выводы (Annotation, Background, Contribution, Discussion, and Entities).
 SALT(Семантическое аннотирование в LaTex ) (Groza, T., Handschuh, S., Moller, K., Decker, S. 2007. SALT - Semantically annotated LATEX for scientific publications. In Proceedings of the 4th European Semantic Web Conference (ESWC 2007), Innsbruck, Austria) состоит из трех онтологий (Document Ontology, Rhetorical Ontology, Annotation Ontology) и посвящена обогащению научных документов метаданными.
 Концептуально, все эти модели представления научного знания в информационной среде аналогичны, в то время как теоретические предпосылки их создания отличаются, например, Структура теоретического знания (RST) (Mann, W.C., Thompson, S.A.1987. Rhetorical Structure Theory: A Theory of Text Organization. Technical Report RS-87-190, Information Science Institute. Sanders, T.J.M., Spooren, W.P.M., Noordman, L.G.M.1993) или Когнитивные согласованные отношения (Coherence relations in a cognitive theory of discourse representation. Cognitive Linguistics 4(2), 93-133).
 В нашем проекте "Информационные технологии в математике"  предлагается введение Объекта Научного Знания (ОНЗ) (Giunchiglia, F., and Chenu, R. 2009. Scientific knowledge objects v.1. Technical Report DISI-09-006, University of Trento, January 2009.), как элемента шаблонов представления результатов научных исследований и управления знаниями в специально организованной научной социально сети.
 Использование данной модели позволит не только представить корпус знаний в области математики, но и создаст условия для возможности семантического поиска и выстраивания системы логических рассуждений (т.е. дедукция, индукция и обобщение).
 ОНЗ можно представить состоящим из четырех уровней представления научного знания, описывающих различные аспекты (содержание, семантика, иерархия и презентация). Шаблоны ОНЗ в основном работают на семантическом и иерархическом уровне, которые помогут сформировать семантическую структуру документа на основе метаданных.Шаблон описывает Контекст использования, Проблему, Ресурсы, Решение проблемы.
 Отметим, что данный подход тесно связан с концепцией Стивена Вольфрама "Вычисляемые знания и будущее чистой математики" [1].
 Основным результатом проекта, на наш взгляд, является повышение эффективного доступа к научному знанию, упрощение чтения, поиска и использования научных результатов.
 В настоящее время любое научное издание является линейно-структурированным и рассматривается как неделимая единица знаний. Сложность композиции и внутренней структуры делает его трудным для восприятия и непосредственного извлечения необходимой информации.
 Можно выделить следующую проблему: традиционные публикации на бумаге не представляет свою структуру явно и не содержат необходимой семантической информации.
 Решением этой проблемы является проблемно-ориентированная информационная система, содержащая семантически структурированную систему знаний в области математики с возможностью расширения на произвольную область математического знания.
  В рамках этой системы мы предлагаем модульное построение научной публикации на основе шаблонов ОНЗ и разделение содержания на метаданные и данные.
 Метаданные состоят из библиографической информации, резюме, ссылок, аннотации, и т. д.Данные являются основным содержанием публикации, которая строится с помощью общего научного метода.
 Использование шаблонов ОНЗ в проблемно-ориентированной информационной системе обеспечивает семантический подход к организации представления научного знания.
 Таким образом, разработка, создание и развитие современного интегрированного портала математического журнала "Чебышевский сборник"  будет являться системой информационной поддержки фундаментальных исследований в области математики.
 Интегрированный портал математического журнала "Чебышевский сборник"  предусматривает создание электронной библиотеки журнала "Чебышевский сборник" , содержащей учебные пособия и монографии по математике и информатике, которые непосредственно могут использоваться в учебном процессе для студентов, магистрантов и аспирантов.Важной составляющей портала математического журнала "Чебышевский сборник"  будет компонента обучения используемым информационным технологиям.