Анаксагор

Анаксагор из Клазомен (ок. 500 до н. э. — 428до н. э.) — древнегреческий философ, математик и астроном.Основоположник афинской философской школы.

Жизнь иучение


 Анаксагор — один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатыхи знатных родителей. Родился в Клазоменах, в Малой Азии около 500до н. э. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мограссчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии.
 Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящихпобед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил вблизкие отношения с Периклом и первый стал излагать философию вобщедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид,физик Архелай и Еврипид.
 Анаксагор учил о вечных элементах мира, «семенах» (или «гомеомериях»),которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляютсякосмическим Умом. Стараясь объяснять естественными причинами такиеявления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и т. п., оннавлёк на себя обвинение в оскорблении богов (как утверждает МарияСолопова, — за утверждение, что солнце является раскалённой глыбой).Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его толькокрасноречие Перикла. Смертный приговор заменён был изгнанием. Анаксагорпоселился в Лампсаке, где и умер в 428 году до н. э.. «Не я потерялАфины, а афиняне потеряли меня» — гордо говорил он.
 В противоположность милетцам, для объяснения бесконечного разнообразиявидимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, вроде воды,воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичныхматериальных частичек, гомеомерий (однородных частичек), которые несозданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но затакие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал неэмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся другот друга по своим качествам, и однородные тела, которые из нихобразуются. Впрочем, гомеомерии Анаксагора не похожи и на атомы в нашемсмысле, то есть на простые химические тела, потому что в числе их у негоприведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Гомеомерии, сами по себелишённые движения, были первоначально выведены из покойного,хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимымначалом-разумом (νοῦς, ум), и этим движением, отделением разнородного исоединением однородного, был создан мир.
 По всей видимости, Анаксагор первым предположил, что Солнце — вовсе небог, а «большой, величиною с Пелопоннес, раскалённый камень», которомуслишком плотная атмосфера Земли мешает продвигаться дальше тропиков.
 Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимомногим и бесконечно малым элементам действительного мира («семенавещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны иобразовывали хаос. Мировой «ум»  — тончайшее и легчайшеевещество — приводит их в движение и упорядочивает: неоднородныеэлементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются — таквозникают вещи. При этом ум заключён в материи, в которой он творит;однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (, ). Этотвзгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает,а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей,в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто,распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.