Гипатия

Гипатия Александрийская ( (350-370)(?)—415) — учёныйгреческого происхождения, философ, математик, астроном. Преподавала вАлександрии; схоларх Александрийской школы неоплатонизма.

Биография


 Образование Гипатия получила под руководством своего отца, ТеонаАлександрийского, принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы.
 Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскуюшколу, где заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии.Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподаваламатематику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написалакомментарии к сочинениям Аполлония Пергского и ДиофантаАлександрийского, которые до нас не дошли.
 Историк Сократ Схоластик характеризует Гипатию следующим образом: Онаприобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; былапреемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающимпреподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философиюстекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойнуюуважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицомправителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась средимужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивилисьей.

Смерть


 Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имеявлияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывалопостоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным),почему христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итогесмуте. В 415 году группа египетских христиан — парабаланов,сторонников епископа Кирилла, напала на Гипатию и убила её.
 Христианский историк Сократ Схоластик вину в смерти Гипатии возлагает на«некоего Петра чтеца»:
ОригиналПеревод, выполненный в Санкт-Петербургской духовнойакадемии
Так как она очень часто беседовала с Орестом, её обращение с нимподало повод к клевете [в церковном народе], будто бы она недозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячимиголовами, под начальством некоего [чтеца] Петра, однажды сговорилисьи подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, онистащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом,обнажив её, умертвили черепками, [разорвали на части], а [куски]тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинилонемало скорби [позора] и Кириллу, и александрийской церкви, ибоубийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духуХристову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископстваКирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяцемарте, во время поста.

 Несмотря на слова Сократа Схоластика об ответственности чтеца Петра,позднейшие авторы вину за смерть Гипатии часто возлагают на КириллаАлександрийского (Отца Церкви, канонизированного святого).
 С. С. Аверинцев отмечает, что Гипатия могла быть принята за мага, что истало причиной её смерти: «Одного нельзя сказать ни о смертиСопатра, ни о смерти Максима, ни даже о много более трагической инесправедливой смерти Ипатии: нельзя сказать, что суеверные современникипо невежеству приняли учёных за магов. Учёные сами выдавали себя замагов, и притом с глубоким внутренним убеждением. Конечно, они былижертвами суеверия, однако того суеверия, которое сами обосновывали ираспространяли. Чем они не были, так это мучениками науки. В лучшемслучае они были мучениками языческой религии»..
 Автор двух исторических исследований, посвящённых Гипатии (Seleneof Alexandria и Hypatia: Her Life and Times), Фейт Джастис(Faith L. Justice) считает, что согласно имеющимся данным, Гипатияприняла смерть не вследствие того, что она была язычницей, или учёным,или женщиной, а вследствие вовлечённости в политику.
 П. Ф. Преображенский отмечает: «\ldotsХристианская церковь чувствоваланекоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилосьтщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этогопризнанного авторитета клеймо погромщика\ldots По странной ирониисудьбы Кирилл, этот ревностный и неутомимый борец за достоинствохристианской Богоматери, как Девы и Матери не человека, а именно Бога,оказался идеологическим вдохновителем гнусного растерзаниядевушки\ldots». По мнению Преображенского, образцовая жизнь имученическая смерть Гипатии послужила прообразом для жития христианскоймученицы Екатерины Александрийской, составленного около X века н. э.Житие св. Екатерины Александрийской почти в точности повторяет жизньГипатии. Обе женщины занимаются философией, математикой, астрономией,отличаются редкой красотой, чистотой, красноречием, и обе погибаютмучительной смертью в руках разъяренной толпы. «Таким образом, жертвахристианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскуюсвятую».
 В наше время представители Церкви отрицают вину еп. Кирилла втрагической гибели Гипатии. А. Л. Дворкин в «Очерках по историиВселенской Православной Церкви» указывает на отсутствие документальныхисточников, подтверждающих версию об ответственности св. Кирилла загибель Гипатии: «Многие историки обвиняют в этом Кирилла, но нетни малейших доказательств того, что это убийство произошло с его ведомаи одобрения. Скорее всего, нет, ибо, при всем своем горячемтемпераменте, он был против ничем не спровоцированного самосуда толпы».
 Александр Мень отмечает, что «Кирилл не был непосредственнымвиновником этих преступлений, но нитрийцы ссылались на его авторитет».
 Георгий Захаров, церковный историк, преподаватель историческогофакультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,отмечает, что обвинения Кирилла Александрийского в подстрекательстве кубийству Гипатии не подтверждаются источниками.

Философская и научнаядеятельность


 Файл:Hypatia Raphael Sanziodetail.jpg\textbarмини\textbarслева\textbarРафаэль Санти. Гипатия(деталь фрески «Афинская школа»)языческой мученицей, которая быларастерзана толпой за религиозную нетерпимость. Сегодня многие полагают,что Гипатия, наоборот, относилась лояльно к прочим религиям.
 Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями.Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации втрактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась спрочими неоплатониками в высокой оценке гражданских добродетелей.
 Гипатия не участвовала в юлианской реставрации древнего язычества; средисвоих учеников имела духовных лиц из христиан. После смерти ГипатииАлександрийская школа неоплатонизма превратилась в своего родахристианский богословский институт, просуществовавший до VII века.Синезий Киренский называл Гипатию «гениальным философским учителем».
 Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны всотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы:

  • комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта;
  • редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея;
  • редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида;
  • комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского;
  • «Астрономический канон».

Память оГипатии



  • В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Гипатии кратеру на видимой стороне Луны.
  • В честь Гипатии назван астероид (238) Гипатия, открытый в 1884 году.
  • В 1720 году английский философ Джон Толанд посвятил Гипатии один из очерков своего «Тетрадима», характеризуя свою героиню, как «\ldots добродетельнейшую, учёнейшую и достойнейшую даму, разорванную на куски александрийским духовенством, чтобы удовлетворить гордость, завистливость и жестокость своего архиепископа, обычно, но незаслуженно называемого святым Кириллом». Против очерка Толанда резко выступил Томас Льюис, называвший Гипатию «самым бесстыдным школьным преподавателем Александрии».
  • О Гипатии писал Вольтер. Чтобы яснее представить читателю облик Гипатии, он переносит александрийскую трагедию в современный ему Париж, где кармелитские монахи якобы растерзали некую парижскую красавицу за то, что она предпочитала Гомера поэме кармелита, посвящённой Магдалине.
  • Французский писатель XIX века Леконт де Лиль изображает Гипатию настоящим символом погибавшей эллинской культуры, последним воплощением «духа Платона и тела Афродиты».
  • Знаменитый английский писатель Чарльз Кингсли посвятил ей роман (1853).
  • Фриц Маутнер в романе «Ипатия» (1892) изобразил свою героиню последовательницей императора Юлиана Отступника, восставшего против Христа. Писатель даже выдвинул версию, будто Юлиан присутствовал при колыбели учёной и назвал ее в честь Зевса Ипата.
  • Олдос Хаксли использует сравнение с Гипатией в романе «Контрапункт»: «Очень мила, но далеко не Гипатия».
  • Гипатия (Ипатия) — один из главных персонажей повести украинского писателя Олеся Бердника «Прометей» (1970—1971 гг.).
  • Астрофизик и популяризатор науки Карл Саган в книге «Космос» подробно останавливается на истории гибели Гипатии, связываемой им с разгромом Александрийской библиотеки.
  • В романе Умберто Эко «Баудолино» описывается загадочное племя гипатий, они являются последовательницами Гипатии. Племя состоит из одних женщин, которые отличаются невероятной красотой и умом. Они утверждают, что являются потомками учениц Гипатии, которые после её смерти бежали из Александрии.
  • В 2009 году режиссёр Алехандро Аменабар снял высокобюджетный фильм «Агора», рассказывающий историю Гипатии. Роль Гипатии исполнила Рэйчел Вайс.
  • В 2015 году проект американца Роберта МакКланга Telergy выпустил альбом Hypatia, который рассказывает о трагической судьбе Гипатии Александрийской.
  • В декабре 2015 года после народного голосования на сайте Международного астрономического союза экзопланету, вращающуюся вокруг звезды Эдасих (Йота Дракона) и известную как , было решено назвать Гипатией (Hypatia).