Пифагор

Пифагор Самосский (, , «пифийский вещатель»; 570—490 гг.до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создательрелигиозно-философской школы пифагорейцев.

Биография


 Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его вкачестве совершенного мудреца и великого учёного, посвящённого во всетаинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшимэллинским мудрецом». Основными источниками по жизни и учению Пифагораявляются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242—306 гг.)«О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «ЖизньПифагора»; Диогена Лаэртского (200—250 гг.) кн. 8, «Пифагор».Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которыхследует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370—300 гг. до н. э.)родом из Тарента, где сильны были позиции пифагорейцев. Таким образом,самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и всесведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей,не всегда беспристрастных.
 Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с острова Самос. Мнесархбыл камнерезом (D. L.); по словам же Порфирия он был богатым купцом изТира, получившим самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайныйгод. Первая версия предпочтительнее, так как Павсаний приводитгенеалогию Пифагора по мужской линии от Гиппаса из пелопоннесскогоФлиунта, бежавшего на Самос и ставшего прадедом Пифагора. Партенида,позднее переименованная мужем в Пифаиду, происходила из знатного родаАнкея, основателя греческой колонии на Самосе.
 Рождение ребёнка будто бы предсказала Пифия в Дельфах, потому Пифагор иполучил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия». Вчастности, Пифия сообщила Мнесарху, что Пифагор принесёт столько пользыи добра людям, сколько не приносил и не принесёт в будущем никто другой.Поэтому, на радостях, Мнесарх дал жене новое имя Пифаида, а ребёнку —Пифагор. Пифаида сопровождала мужа в его поездках, и Пифагор родился вСидоне Финикийском (по Ямвлиху) примерно в 570 до н. э. С ранних лет онобнаружил необыкновенную одарённость (также по Ямвлиху).
 По словам античных авторов, Пифагор встретился чуть ли не со всемиизвестными мудрецами той эпохи, греками, персами, халдеями, египтянами,впитал в себя всё накопленное человечеством знание. В популярнойлитературе иногда приписывают Пифагору Олимпийскую победу в боксе, путаяПифагора-философа с его тёзкой (Пифагором, сыном Кратета с Самоса),который одержал свою победу на 48-х Играх за 18 лет до рождениязнаменитого философа.
 В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости итайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, чтосамосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом кфараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён нетолько в египетские достижения медицины и математики, но и в таинства,запретные для прочих чужеземцев.
 Ямвлих пишет, что Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров и,объехав мудрецов в разных краях света, добрался до Египта, где пробыл 22года, пока его не увёл в Вавилон в числе пленников персидский царьКамбиз, завоевавший Египет в 525 до н. э. В Вавилоне Пифагор пробыл ещё12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос в56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком.
 По Порфирию, Пифагор покинул Самос из-за несогласия с тираническойвластью Поликрата в 40-летнем возрасте. Так как эти сведенияосновываются на словах Аристоксена, источника IV века до н. э., тосчитаются относительно достоверными. Поликрат пришёл к власти в 535 дон. э., отсюда дата рождения Пифагора оценивается в 570 до н. э., еслидопустить, что он уехал в Италию в 530 до н. э. Ямвлих сообщает, чтоПифагор переехал в Италию в 62-ю Олимпиаду, то есть в 532—529 гг.до н. э. Эти сведения хорошо согласуются с Порфирием, но полностьюпротиворечат легенде самого Ямвлиха (вернее, одного из его источников) овавилонском пленении Пифагора. Точно неизвестно, посещал ли ПифагорЕгипет, Вавилон или Финикию, где набрался, по легендам, восточноймудрости. Диоген Лаэртский цитирует Аристоксена, который говорил, чтоучение своё, по крайней мере что касается наставлений по образу жизни,Пифагор воспринял от жрицы Фемистоклеи Дельфийской, то есть в местах нестоль отдалённых для греков.
 Разногласия с тираном Поликратом вряд ли могли послужить причинойотъезда Пифагора, скорее ему требовалось возможность проповедовать своиидеи и, более того, претворять своё учение в жизнь, что затруднительноосуществить в Ионии и материковой Элладе, где жило много искушённых ввопросах философии и политики людей. Ямвлих сообщает:
 \beginquote«Его философия распространилась, вся Эллада стала восхищаться им,и лучшие и мудрейшие мужи приезжали к нему на Самос, желая слушать егоучение. Сограждане, однако, принуждали его участвовать во всехпосольствах и общественных делах. Пифагор чувствовал, как тяжело,подчиняясь законам отечества, одновременно заниматься философией, ивидел, что все прежние философы прожили жизнь на чужбине. Обдумав всёэто, отойдя от общественных дел и, как говорят некоторые, считаянедостаточной невысокую оценку самосцами его учения, он уехал в Италию,считая своим отечеством страну, где больше способных к обучению людей.»\endquote
 Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашёлмного последователей. Их привлекала не только мистическая философия,которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни сэлементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор проповедовалнравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть котороговозможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, икоторым народ повинуется в чём-то безоговорочно, как дети родителям, а востальном сознательно, подчиняясь нравственному авторитету. Пифагорутрадиция приписывает введение слов философия и философ.
 Ученики Пифагора образовали своего рода религиозный орден, или братствопосвящённых, состоящий из касты отобранных единомышленников, буквальнообожествляющих своего учителя — основателя ордена. Этот орденфактически пришёл в Кротоне к власти, однако из-за антипифагорейскихнастроений в конце VI в. до н. э. Пифагору пришлось удалиться в другуюгреческую колонию Метапонт, где он и умер. Почти 450 лет спустя, вовремена Цицерона (I в. до н. э.), в Метапонте как одну издостопримечательностей показывали склеп Пифагора.
 У Пифагора была жена по имени Феано, сын Телавг и дочь Мийя (по другойверсии сын Аримнест и дочь Аригнота).
 По Ямвлиху, Пифагор возглавлял своё тайное общество тридцать девять лет,тогда приблизительная дата смерти Пифагора может быть отнесена к 491 дон. э., к началу эпохи греко-персидских войн. Диоген, ссылаясь наГераклида (IV в. до н. э.), говорит, что Пифагор мирно скончался ввозрасте 80 лет, или же в 90 лет (по неназванным другим источникам). Изэтого следует дата смерти 490 до н. э. (или 480 до н. э., чтомаловероятно). Евсевий Кесарийский в своей хронографии обозначил 497 дон. э. как год смерти Пифагора.

Разгром пифагорейскогосоюза


 Среди последователей и учеников Пифагора оказалось немало представителейзнати, которые пытались изменить законы в своих городах в соответствии спифагорейским учением. На это наложилась обычная борьба той эпохи междуолигархической и демократической партиями в древнегреческом обществе.Недовольство большинства населения, не разделяющего идеалов философа,вылилось в кровавые мятежи в Кротоне и Таренте.
 Ямвлих со ссылкой на Аполлония, который пользовался архивами из Кротона,излагает разгром пифагорейцев в Кротоне так:
 \beginquote«Пифагорейцы образовали большое сообщество (их было болеетрёхсот), но оно составляло лишь небольшую часть города, который уже неуправлялся согласно тем же обычаям и нравам. Впрочем, пока кротонцывладели своей землёй, и Пифагор находился у них, сохранялосьгосударственное устройство, существовавшее от основания города, хотябыли недовольные, ожидавшие удобного случая для переворота. Но когдазавоевали Сибарис, Пифагор уехал, а пифагорейцы, управлявшие завоёваннойземлёй, не распределили её по жребию, как хотело большинство, тозатаённая ненависть вспыхнула, и множество граждан выступило противних\ldots Родственники пифагорейцев относились с ещё большимраздражением к тому, что те подают правую руку только своим, а изблизких — только родителям, и что они предоставляют своё имущество дляобщего пользования, а от имущества родственников оно отделено. Когдародственники начали эту вражду, остальные с готовностью присоединились кконфликту\ldots Через много лет\ldots кротонцами овладели сожалениеи раскаяние, и они решили вернуть в город тех пифагорейцев, которые ещёбыли живы.»\endquote
 Много пифагорейцев погибло, выжившие рассеялись по Италии и Греции.Немецкий историк Ф. Шлоссер замечает по поводу разгрома пифагорейцев:«Кончилась совершенной неудачей попытка перенести в Грециюкастовый и клерикальный быт и, наперекор духу народа, изменить егополитическое устройство и нравы по требованиям отвлечённой теории.»
 Согласно Порфирию и сам Пифагор погиб в результате антипифагорейскогомятежа в Метапонте, однако другие авторы не подтверждают этой версии,хотя охотно передают историю о том, будто бы удручённый философ уморилсебя голодом в священном храме.

Философскоеучение


 Файл:Sanzio 01Pythagoras.jpg\textbarthumb\textbar250px\textbarПифагор на фрескеРафаэля (1509 г.)переселении душ и основанных на них пищевых запретахдаёт поэма Эмпедокла «Очищения».
 В сохранившихся работах Аристотель никогда прямо не обращаетсянепосредственно к Пифагору, но лишь к «так называемым пифагорейцам». Впотерянных работах (известных по выдержкам) Аристотель рассматриваетПифагора как основателя полурелигиозного культа, который запрещал естьбобы и имел золотое бедро, но не принадлежал к последовательностимыслителей, предшественников Аристотеля.
 Платон относился к Пифагору с глубочайшим почтением и уважением. Когдапифагореец Филолай впервые опубликовал 3 книги, излагающие основныеположения пифагореизма, Платон по совету друзей немедленно их купил забольшие деньги.
 Деятельность Пифагора как религиозного новатора VI в. до н. э.заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило передсобой политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне),но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физическогоочищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговоротепереселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес вбренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, покане заслужит права вернуться обратно на небеса.Файл:Pythagore-chartres.jpg\textbarthumb\textbarleft\textbarШартрскийсобор, статуя Пифагораморали. Более сложная философия, в рамках которойразвивалась математика и другие науки, предназначалась для«посвящённых», то есть избранных людей, достойных владеть тайнымзнанием. Научная составляющая учения Пифагора развивалась в V в. до н.э. усилиями его последователей (Архит из Тарента, Филолай из Кротона,Гиппас из Метапонта), но сошла на нет в IV в. до н. э., в то время какмистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второерождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи.
 Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественныхзакономерностях развития мира, что содействовало развитиюматематических, физических, астрономических и географических знаний. Воснове вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познатьуправляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовыеотношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа ипропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, апознав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправитьдушу в некое высшее божественное состояние.
 Как отмечал И. Д. Рожанский: «Несмотря на пережитки магическогомышления, основная идея Пифагора о том, что в основе всех вещей лежатчисла или отношения чисел, оказалась очень плодотворной». Как отмечалСтобей: «Судя по всему, больше всех (наук) Пифагор почитал науку очислах, он продвинул её вперёд, выведя её за пределы употребления вторговле и выражая, моделируя все вещи числами» (1, «Проэмий», 6, с.20).
 Несмотря на встречающееся мнение о том, что Пифагор будто бы былвегетарианцем, Диоген Лаэртский пишет, что Пифагор изредка ел рыбу,воздерживался только от пахотных быков и от баранов, а остальныхживотных дозволял в пищу.
 В качестве критика Пифагора выступал его современник Гераклит:«Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всехлюдей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за своюсобственную мудрость многознайство и мошенничество». По ДиогенуЛаэртскому, в продолжении известного изречения Гераклита «Многознаниеуму не научает» упоминается среди прочих и Пифагор: «а не то научило быГесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем».

Научныедостижения


 В современном мире Пифагор считается великим математиком и космологомдревности, однако ранние свидетельства до III в. до н. э. не упоминают отаких его заслугах. Как пишет Ямвлих про пифагорейцев: «У нихтакже был замечательный обычай приписывать всё Пифагору и нисколько неприсваивать себе славы первооткрывателей, кроме, может быть, несколькихслучаев».
 Античные авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы:квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратовкатетов. Такое мнение основывается на сведениях Аполлодора-исчислителя(личность не идентифицирована) и на стихотворных строках (источникстихов не известен):
 \beginquote«В день, когда Пифагор открыл свой чертёж знаменитый,\\Славную он занего жертву быками воздвиг».\endquote
 Современные историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, номог передать грекам это знание, известное в Вавилоне за 1000 лет доПифагора (согласно вавилонским глиняным табличкам с записямиматематических уравнений). Хотя сомнение в авторстве Пифагорасуществует, но весомых аргументов, чтобы это оспорить, нет.
 Аристотель затрагивает развитие представлений о космологии в работе«Метафизика», однако вклад Пифагора в ней никак не озвучен. ПоАристотелю космологическими теориями занимались пифагорейцы в середине Vв. до н. э., но, видимо, не сам Пифагор. Пифагору приписывают открытие,что Земля — шар, но то же открытие наиболее авторитетный автор в этомвопросе, Феофраст, отдаёт Пармениду. Да и Диоген Лаэртский сообщает, чтосуждение о шарообразности Земли высказывал Анаксимандр Милетский, укоторого учился Пифагор в юности.
 В то же время, научные заслуги школы пифагорейцев в математике икосмологии бесспорны. Точку зрения Аристотеля, отражённую в егонесохранившемся трактате «О пифагорейцах», передал Ямвлих. ПоАристотелю, истинными пифагорейцами были акусматики, последователирелигиозно-мистического учения о переселении душ. Акусматикирассматривали математику как учение, исходящее не столько от Пифагора,сколько от пифагорейца Гиппаса. В свою очередь, математики-пифагорейцы,по их собственному мнению, вдохновлялись направляющим учением Пифагорадля углублённого изучения своей науки.

СочиненияПифагора


 Пифагор не писал трактатов. Из устных наставлений для простого народаневозможно составить трактат, а тайное оккультное учение для избранныхнельзя было доверить книге. Ямвлих так комментирует отсутствие трудовПифагора:
 \beginquote«Замечательно также и их упорство в неразглашении учения: застолько лет до поколения Филолая, как представляется, никто нестолкнулся ни с одним пифагорейским сочинением. Филолай первым изпифагорейцев опубликовал три нашумевшие книги, которые, как говорят,Дион из Сиракуз купил за сто мин по указанию Платона, когда Филолай впалв крайнюю нужду.»\endquote
 Диоген перечисляет названия этих книг, приписываемых Пифагору: «Овоспитании», «О государстве» и «О природе». Однако ни один из авторов впервые 200 лет после смерти Пифагора, включая Платона, Аристотеля и ихпреемников в Академии и Лицее, не приводит цитат из трудов Пифагора илихотя бы указывает на существование таких трудов. С начала новой эрыантичным писателям неизвестны труды Пифагора, как сообщили о томПлутарх, Иосиф Флавий и Гален.
 В III в. до н. э. появилась компиляция высказываний Пифагора, известнаяпод названием «Священное слово», из которой позднее возникли такназываемые «Золотые стихи» (иногда их относят к IV в. до н. э. безвеских оснований). Впервые цитаты из этих стихов цитируются Хрисиппом вIII в. до н. э., хотя, возможно, в то время компиляция ещё не сложиласьв законченный вид. Заключительный отрывок из «Золотых стихов» в переводеИ. Петер:
 \beginquoteТы же будь твёрдым: божественный род присутствует в смертных, Им,возвещая, священная всё открывает природа. Если не чуждо это тебе, тынаказы исполнишь, Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.Яства, сказал я, оставь те, что я указал в очищеньях И руководствуйсяподлинным знанием — лучшим возничим. Если ты, тело покинув, всвободный эфир вознесёшься, Станешь нетленным, и вечным, и смерти незнающим богом.\endquote