Абу Бакр Мухаммад Рази

Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази (около 865, Рей — около925, там же) — персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик ифилософ. Многие сочинения Ар-Рази в дальнейшем были переведены налатинский язык и получили широкую известность и признание средизападноевропейских врачей и алхимиков. В Европе известен подлатинизированными именами Разес (Rhazes) иAbubater.

Биография


 Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее,близ Тегерана. В Персии он получил разностороннее образование и, вчастности, изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию. Ещё вмолодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов ипоисками «эликсира». В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад,где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач;руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком сантичной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии,этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии —всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61; многие труды Ар-Разибыли переведены на латинский язык в Европе в X—XIII вв.

Учение


Философия


 В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностямгностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе»,«материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум»внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь кэтому — изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита;Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавалмножественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимыхэлементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементывечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ,состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерамисоставляющих их атомов и пустот между ними. Величина пустогопространства между атомами самих четырёх начал определяет ихестественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время какогонь и воздух — вверх.
 В этике Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активнойобщественной жизни, считая образцом Сократа. Ар-Рази критиковал всесуществовавшие в его время религии: истина — едина, религий —множество, следовательно, все религии ложны. Источником истины, помнению Ар-Рази, должны стать книги философов и учёных, а не СвященноеПисание. Антиклерикальные высказывания Ар-Рази вызвали яростную критикусо стороны мусульманских мыслителей X—XI веков, в частностиАль-Фараби.

Алхимия иятрохимия


 Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и«Книга тайны тайн». Ар-Рази, очевидно, хорошо знал труды греческихфилософов и произведения александрийских алхимиков; он изучил иоригинальные сочинения арабских авторов VIII и IX вв.
 Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов припомощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы»металла. Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценныхкамней из «обычных» (кварца и стекла). Основными элементами(принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считалРтуть и Серу, однако он добавлял к ним ещё третий принцип — «Соль».Это представление о составе металлов получило в дальнейшем широкоераспространение в европейской алхимической литературе.
 В своих сочинениях Ар-Рази описал различные химические аппараты иприборы и химические операции. В «Книге тайн» он разбил весь материалалхимии на три основных раздела:

  1. Познание вещества
  2. Познание приборов
  3. Познание операций.

 Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать всеизвестные ему вещества. Он разделил их на три больших класса:

  1. землистые (минеральные) вещества,
  2. растительные вещества,
  3. животные вещества

 Минеральные вещества Ар-Рази, в свою очередь, разделил на шесть групп:

  • «духи» (спирты, летучие вещества); к этой группе он относил ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу;
  • «тела» (то есть металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк);
  • «камни», тринадцать видов: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло;
  • купоросы, шесть видов: чёрный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зелёный купорос, жёлтый, красный (сульфат железа);
  • «бораки», шесть видов: хлебная бура (вероятно, поташ), натрон (сода), бура ювелиров, «тинкар» (род мыла, применявшегося при пайке металлов), зараванская бура, арабская бура;
  • «соли», одиннадцать видов: хорошая соль (поваренная), горькая (возможно, мирабилит или английская), каменная, белая, нефтяная, индийская, китайская соль, поташ, соль мочи, известь и соль золы.

 Растительные вещества Ар-Рази не перечислял, упоминая лишь о том, чтоони редко употребляются. Из животных веществ он выделял десять: волосы,кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.
 Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют,в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации,кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор),печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы,песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики(перегонные кубы), воронки, ступки с пестиками, сита металлические,волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.
 Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавлениетел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышеннойтемпературе), дистилляцию, сублимацию, амальгамирование, растворение,коагуляцию (сгущение).

Медицина


 Основные работы Ар-Рази по медицине — книга «Аль-хави» («Всеобъемлющаякнига по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященнаяМансуру» — своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке.Будучи переведёнными на латинский язык, они в течение несколькихстолетий служили руководством для врачей. Ар-Рази также составилнаставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал трудыо значении специализации врачей («Один врач не может лечить всеболезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения(«Медицина для тех, у кого нет врача») и др.
 Ар-Рази одним из первых высказал предположение об инфекционной природенекоторых заболеваний. В труде «Об оспе и кори» он дал классическоеописание этих болезней, особо отметив невосприимчивость к повторномузаболеванию; применял оспопрививание для предотвращения заболевания.Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни длякаждого больного, использование гипсовой повязки для иммобилизацииконечности при переломах. Одним из первых начал применять вату приперевязках и кетгут при сшивании ран; описал специальный инструмент дляизвлечения инородных тел из глотки.

Математика иастрономия


 Ар-Рази был сторонником математического атомизма, учение о котором былоизложено им в «Книге о времени и пространстве». Он написал также«Трактат о том, что факт несоизмеримости диагонали квадрата со сторонойне относится к геометрии».
 Известен также ряд трактатов Ар-Рази о сферической природе Земли, звёзди космоса в целом.