Джабир Хайян

Абу Абдаллах Джабир ибн Хайян аль-Азди ас-Суфи ( Тус, ок.721, — Эль-Куфа, ок. 815) — арабский алхимик, врач, фармацевт,математик и астроном. Родился в городе Тус, в семье аптекаря Хайанааль-Азди, происходившего из Йемена. В средневековой Европе был известенпод латинизированным именем Гебер (Geber).
 Джабир ибн Хайян составил комментарии к «Началам» Евклида и к«Альмагесту» Птолемея. Ему принадлежат «Книга о построении астролябии»,«Изящный зидж», «Книга о положении светил», «Книга о зеркалах». Будучиизвестным врачом, он написал «Книгу ядов и противоядий» и «Книгумилосердия».

Алхимия


 Полагают, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего несколькихработ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия вэтих трактатах следует идеям Аристотеля о четырёх элементах-стихиях,носителях четырёх качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многиеиз этих трудов носили теоретический или мистический характер, в другихприводились подробные описания лабораторных экспериментов. ТрактатыДжабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской,так и в западноевропейской алхимии.
 Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книгасемидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из70 глав, посвященных различным теологическим, политическим иестественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» онприводит сведения о металлах и минералах.
 Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре вниманияДжабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам.Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности такихспецифических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлическийблеск, Джабиру явно недостаточно четырёх аристотелевых элементов-стихий.Поэтому Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов:вводит представление о начале металличности (философской Ртути) и началегорючести (философской Серы) как двух составных частях металлов. Серарассматривается им в качестве принципа горючести, Ртуть — принципаметалличности.
 Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, даютСеру, мокрые же — Ртуть. Сера и Ртуть, соединясь затем в различныхотношениях, и образуют семь известных металлов. Золото как наиболеесовершенный металл образуется, только если вполне чистые Сера и Ртутьвзяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру,образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно.«Созревание» золота можно ускорить с помощью некоего «медикамента» или«эликсира», который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы вметаллах и к превращению последних в золото и серебро.
 Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции(перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а такженекоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь идр.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствораазотной кислоты, свинцовых белил.

Псевдо-Гебер


 В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабирусочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусствеоблагораживания металлов» (Summa perfectionis), «Книга обисследовании облагораживания металлов» (Liber de investigationeperfectionis), «Книга о философских печах» (Liber fornacum) идругие алхимические трактаты. Предполагается, что эти трактаты написаныиспанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестным. Отимени легендарного арабского учёного он систематически изложил сведенияпо теории и практике алхимии. В сочинениях Псевдо-Гебера приводитсямножество сведений из области практической алхимии. В частности,описывается аппаратура для различных химических операций: дистилляции,сублимации, фильтрации, коагуляции (отверждение) и других, а такжеспособы отделения золота от серебра и серебра от свинца. Историческиважно и то, что Псевдо-Гебер описал сильные минеральные кислоты, вчастности, азотную кислоту, которую впоследствии стали называть «крепкойводкой» (aqua fortis), и серную кислоту. Им описана также и«царская водка» (aqua regis), которую он получал перегонкойселитры, купороса, квасцов и нашатыря.

Сочинения



  • E. J. Holmyard (ed.) The Arabic Works of Jabir ibn Hayyan, translated by Richard Russel in 1678. New York, E. P. Dutton (1928); Also Paris, P. Geuther.
  • Syed Nomanul Haq, Names, Natures and Things: The Alchemists Jabir ibn Hayyan and his Kitab al-Ahjar (Book of Stones), [Boston Studies in the Philosophy of Science ] (Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1994), ISBN 0-7923-3254-7.