Михаил Пселл

Михаил Пселл (, 1018, Константинополь — около 1078 илипозже) — учёный византийский монах, приближенный ко многимимператорам; автор исторических и философских трудов, . Одним из первыхвыдвинул в противовес средневековому увлечению Аристотелем учениеПлатона, чем подготовил расцвет платонизма в годы Возрождения.

Биография


 Сын бедных родителей, которые вследствие бывших им во сне виденийпредназначили его к учёной карьере, с 10-ти лет поступил в школу, гдеобучался грамматике и пиитике; в 16 лет перешёл к высшему образованию иизучал риторику, философию и юриспруденцию; в 1037 году поступил наслужбу в феме Месопотамия, где, благодаря связям, получил место судьи.До пострижения носил имя Константин. При Михаиле V Пселл был асикритом(чиновником императорской канцелярии). В это время он ревностнозанимался науками, особенно философией, изучал Аристотеля, Платона иПрокла.
 В 1043 году Пселл написал панегирик Константину Мономаху и в том же годуоказался в числе наиболее приближённых к императору лиц; он сталпротосинкритом, а затем вестом и вестархом, то есть достиг 7 чина повизантийской табели. В царствование Мономаха им сочинены были ещё 4панегирика императору, очень льстивые и не заслуживающие веры; наградойему за это были василикат Мадита, то есть право собирать подати с этогогорода, и передача ему в управление (харистикию) нескольких монастырей.Когда под конец царствования Мономаха положение Пселла было поколеблено,он постригся и принял имя Михаила, а когда император умер, удалился намалоазиатский Олимп в монастырь.
 Вызванный отсюда Феодорой, он вновь был приближен ко двору и награждёнтитулом ипертима. В 1057 году Пселл императором был послан к восставшемуИсааку Комнину, чтобы уговорить его на мир; Пселл очень понравилсяКомнину, и при вступлении его на престол, сделан был проэдром и позже,как видно из его переписки, был очень близок со всем домом императора.По желанию Комнина, Пселл написал обвинительный акт против прежнегосвоего друга, низложенного патриарха Михаила Кируллария. В 1059 годуПселл интриговал в пользу возведения на престол Константина Дуки,преуспел в этом, был приближен и к этому императору и получил от негочин протопроедра. Для сына императора, Михаила Дуки, Пселл написалнесколько учебников.
 Воцарение Романа Диогена в 1068 году уменьшило значение Пселла придворе, зато после пленения Романа Пселл подал Михаилу Дуке советразослать по всей империи указы, с объявлением, что Роман Диоген лишёнпрестола; однако, когда последний был ослеплен, Пселл счел нужнымобратиться к нему с утешительным письмом. При Михаиле VII Пселл игралочень видную роль: писал письма от имени императора, составлялхрисовулы, разбирал тяжбы и т. п.
 Дата смерти Пселла точно неизвестна. Некоторые учёные датируют её 1078годом (либо около 1076—1077 годов), другие считают, что в 1096 году онбыл ещё жив.

Творчество


 Служивший при девяти императорах Пселл не мог похвалиться стойкостьюубеждений; хитрость и льстивость, которыми он отличался, делают еготипичным византийским чиновником; не чуждался он и взяток. Тем не менее,он — выдающаяся по способностям и знаниям личность. Очень долгое времяон был преподавателем основанной им в Константинополе школе, где обучалриторике, философии и истории права; особенное внимание он обращал нафилософию Платона. Риторические его упражнения представляли частостранный выбор тем, вроде, например, похвалы блохе, вши или клопу;очевидно, для него важным казалось лишь умение красиво слагать фразы.Сочинения Пселла чрезвычайно разнообразны. Он писал трактаты по всемнаукам: философии, грамматике, праву, агрономии, медицине, математике,риторике, музыке; по его произведениям можно составить себе общуюкартину византийской образованности XI века. Специальный интереспредставляют сочинения Пселла для русской истории, потому что в нихговорится о варяго-русской дружине императоров и подробно описанпоследний поход Руси на Византию. Очень важны живые и интересные мемуарыПселла и многочисленные письма его к императорам, патриархам, различнымвысокопоставленным лицам, монахам и другим. Первое издание сочиненийПселла вышло в 1503 г.

Историческиеработы


 Пселл — автор двух исторических произведений — «Краткой историицарей старшего Рима, а также младшего с опущением тех царей, которые несовершили ничего достопамятного, начинающаяся с Ромула» и «Хронографии».
 Самой известной историографической работой Пселла является«Хронография», охватывающая правление четырнадцати императоров иимператриц XI века. Сочинение представляет особый интерес, так как Пселлбольшую часть жизни провел при императорском дворе и многие событияописывает глазами очевидца и непосредственного участника.

Математические сочиненияПселла


 Из математических сочинений Пселла большей известностью особенно вXVI в. пользовалось переведенное на латинский язык Ксиландером иизданное в 1556 г. под заглавием: «Arithmetica, Musica, Geometria etAstronomia». Кроме этого полного издания, в свет вышли также и некоторыеотдельные части сочинения. Из изданий этого рода в настоящее времяизвестны: «Ψέλλόυ τών περί άριθμητικής συνοψις» (П., 1538),«Arithmetica, Musica et Geometria Mich. Pselli» (1592), «M. Psellicompendium mathematicum» (1647). Сочинение Пселла носит на себе яркийотпечаток представляемой им эпохи полного упадка греческой математики.Арифметическая его часть содержит только одни имена и подразделениячисел и отношений, между которыми изредка встречаются утверждения вродеследующих: «единица не число, а корень и начало чисел», «дважды два идва, сложенное с двумя, равны, чего с другими числами не бывает». Вотделе музыки даются объяснения тонов и их видов. Наконец, отделыгеометрии и астрономии занимаются только объяснениями отдельных ученийбезо всяких доказательств. Из других сочинений Пселла были напечатаны:«Liber de lapidum virtutibus» (Тулуза, 1615) и «De terrae situ, figuraet magnitudine».
 Авторству Михаила Пселла принадлежит так называемый «логическийквадрат», в коем наглядно выражается отношение различных видов суждений.Ему принадлежат названия различных modi фигур. Эти названия,латинизированные, перешли в западную логическую литературу.
 Михаил Пселл, следуя Теофрасту, пять modi четвёртой фигуры относил кпервой. Название видов имело у него в виду мнемонические цели. Ему жепринадлежит и общеупотребительное обозначение буквами количества икачества суждений (а, е, i, о). Учения логические у Пселла носятформальный характер. Сочинение Пселла было переведено Уильямом изШервуда и получило распространение благодаря переделке Петра Испанского(папы Иоанна XXI). У Петра Испанского в его учебнике заметно то жестремление к мнемотехническим правилам. Латинские названия видов фигур,приводимые в формальных логиках, взяты у Петра Испанского. ПётрИспанский и Михаил Пселл представляют собой расцвет формальной логики всредневековой философии.

Богословские сочиненияПселла


 Наиболее подробная библиография богословских сочинений Пселла,выделенных из его огромного наследия, содержится в книге архимандритаАмвросия (Погодина), кроме того, указания на некоторыерелигиозно-философские трактаты и общий обзор творений также содержитсяу К.Крумбахера, в Лексиконе богословия и Церкви и КатолическойЭнциклопедии. К догматическим творениям Пселла относится стихотворение«О догмате», а также начальные главы Διδασκαλία Παντοδάπη(«Всестороннего учения»), где содержится исповедание веры,рассматривается троичный догмат, объясняется христианская терминология.Единственным литургическим сочинением Пселла, посвящённым целикомистолкованию евхаристических обрядов, является стихотворная поэма «Олитургической жертве». Проповеди Пселла — это «Слово на Благовещение»,на Усекновение главы Иоанна Крестителя, на перенесение мощей архидиаконаСтефана, о чудесах Архистратига Михаила, на Пасху и др. Важнейшееэкзегетическое сочинение Пселла — толкование на библейскую книгу«Песнь песней». Трактаты по антропологии наиболее многочисленны, этоглавы «Всестороннего учения» — «Об уме» (гл. 20-26), «О душе» (гл.27-31), «О добродетелях» (гл. 48-58), а также весомая часть изданиятрактатов Пселла «Philosophica Minora», где среди прочих содержитсятакже трактат «О предопределении смерти», который опровергает учение обезусловном предопределении Богом всех событий в жизни человека.Трактаты по демонологии представляют собой синтез античных исвятоотеческих учений о демонах. Это сочинения — «О демонах», «Одействиях демонов», «Некоторые представления эллинов о демонах»,«Расположение демонов у эллинов». Кроме всего перечисленного у Пселлаимеются любопытные трактаты: «О богословии и разделении с учениямиэллинов» — посвящён поиску точек соприкосновения античности ихристианства, а также «Отвержение учения оригенистов о восстановлениител, и отчасти его опровержение», где Пселл обличает учение о всеобщемвосстановлении, называя его «неразумным нечестием».
 В наиболее объёмном издании богословских сочинений Пселла «MichaelisPselli theologica» опубликованы трактаты, посвящённые толкованиютворений свят. Григория Богослова, а также некоторых изреченийСвященного Писания. Издание «Michaelis Pselli poemata» содержитстихотворные сочинения: богослужебные каноны (служба Симеону Метафрастуи Косьме Майумскому), стихотворения о сотворении Адама, его изгнании иоб Антихристе (καί περί τοῦ Ἀντιχρίστου), литургическую поэму Пселла,полемическое сочинение — стихи против Латинян, о Крещении, «кдуше», — пиитическое стихотворение, продолжающее, по-видимому, жанр«исповеди», основанный ещё блаж. Августином, а также краткиестихотворения на праздники и различные религиозные темы.
 Крупнейшие отечественные исследования жизни и литературной деятельностиПселла — монографии П. В. Безобразова и Я. Н. Любарского дают наиболееполную, на сегодняшний день, картину биографии Пселла и его творчества.

О трагедии(Псевдо-Пселл)


 Пселлу также приписывается небольшой трактат «О трагедии» , который побольшей части воспроизводит классические определения структуры ипоэтических жанров античной трагедии из «Поэтики» Аристотеля, но такжесообщает некоторые ценные подробности о её музыкальном оформлении.Псевдо-Пселл выделяет пять типов (жанров?) хоровой песни: парод, стасим,эммелия, коммос и эксод. По (текстомузыкальной) форме хоровые песни онподразделяет на «периодические» (каждый раздел написан в своём метре) и«антистрофические» (антистрофа воспроизводит метрику строфы).

Перечень сочиненийПселла



  • О смерти
  • Письмо монаху Иоанну Ксифилину, ставшему патриархом
  • Рассуждение относительно определения смерти
  • Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Всестороннее учение
  • Толкование на «Песнь Песней»
  • Энкомий блохе

Издания сочинений МихаилаПселла



  • Διδασκαλία Παντοδαπή // PG V. 122. Col. 687—784.
  • Dyck, A.R. Michael Psellus: The essays on Euripides and George of Pisidia and on Heliodorus and Achilles Tatius. Wien, 1986.
  • Fisher E.A. Image and Ekphrasis in Michael Psellos' Sermon on the Crucifixion // Byzantinoslavica 55 (1994) fasc. 1. 44-55.
  • Garzya A. Un encomio del vino, inedito di Michele Psello / Byzantion. 35 (1969) 418—428.
  • Gautier P. Lettre au Sultan Malik-Shan Rédigée par Michel Psellos // REB 3 (1977) 73-97.
  • Joannou P. Aus den unedierten schriftes des Psellos: das lehrgedicht zum messopfer und der traktat gegen die vorbestimmung der todesstunde // BZ 51 (1958) 1-14.
  • Joannou P.P. Démonologie populaire — demonologie critique au XIe siècle. La vie inéohte de S. Auxence par M. Psellos. Wiesbaden, 1971.
  • Περί δόγματος // PG V. 122. Col. 812—817.
  • Pselli ad imperatorem dominum Michaelem Ducam solutiones breves quaestionum naturalium // PG V. 122. Col. 783—810.
  • Psello Michele. Autobiografia: encomio per la madre. Ed. by Criscuolo U. Naples, 1989 S. 85-153.
  • Psellos Michel. Chronographie ou histoire d'un siècle de Byzance (976—1077). Texte établit et traduit par Renauld E. I—II. Paris, 1926—1928. [TLG 2702 1].
  • Psellos Michael. De Omnifaria Doctrina. Critical text and Introduction of L.G. Westerink. Utrecht, 1948.
  • Psellos Michael. De operatione daemonum. Ed. Boissonade F. Nurenberg. 1838.
  • Psellos Michael. Encomio per Giovanni plissimo mitropolita di Euchaita. Padora, 1968.
  • Psellus Michael. In Mariam Sclerenam. Ed. by Spadaro, M.D. Catavia, 1984. S. 71-88.
  • Psellus Michael. Orationes forenses et acta / Ed. by Dennis G.T. Stuttgart, 1994.
  • Psellus Michael. Orationes panegyricae / Ed. by Dennis G.T. Stuttgart, 1994.
  • Psellus Michael. Oratoria minora / Ed. by Littlewood, A.R. Leipzig, 1985
  • Psellus Michael. Philosophica minora (Opuscula logica, physica, allegorica, alia) edr. Duffy, J.M. Leipzig, 1992. V. I. S. 1-283. [TLG 2702 10]
  • Psellus Michael. Philosophica minora (Opuscula psychologica, theologica, daemonologica) / Ed. by D.J. O'Meara. Leipzig, 1989. V.2.
  • Psellus Michael. Poemata / Ed. by L.G. Westerink. Stuttgart, Leipzig, 1992. [TLG 2702 15].
  • Michaelis Pselli Scripta minora magnam partem adhuc inedita / Ed. Kurts E., Drexl F. Milano, Vol. I. 1936; Vol II. 1941.
  • Psellus Michael. Theologica / Ed. by P. Gautier. Leipzig, 1989. V.1. [TLG 2702 12].
  • Безобразов П. В. Хрисовул императора Михаила VII Дуки // ВВ 6 (1899) 141—143.
  • Истрин В. М. Греческие списки Завещания Соломона. Одесса, 1898.
  • Михаил Пселл. Богословские сочинения / пер. архим. Амвросия (Погодина). СПб., 1998.
  • Михаил Пселл. Обзор риторических идей. О сочетании частей речи. Вестарху Пофосу. Спросившему, кто лучше писал стихи, Еврипид или Писида / Приложение //Античность и Византия. М., 1975. С. 158—160.
  • Михаил Пселл. О душе. О времени. О движении. Какому-то учителю. Соученику Роману. Какому-то ученику. Митрополиту Василеона Синету. Письмо монаху Иоанну Ксифилину, ставшему патриархом // Памятники византийской литературы IX—XIV веков. М., 1969. С. 148—155.
  • Михаил Пселл. Хронография. Краткая история / Пер. Я. Н. Любарский, Д. А. Черноглазов, Д. Р. Абдрахманова. М., 1978.