Чирнхаус Эренфрид Вальтер

Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус ( — ) — немецкий философ, ,-экспериментатор, изобретатель. В некоторых русских источниках егоназывают Чирнгауз или Чирнгаузен. Иностранный членПарижской академии наук (1682).

Биография и научнаядеятельность


 Первоначальное образование Чирнхаус получил на родине, в Лужицком крае,где род его принадлежал к местному старинному дворянству, некогданосившему фамилию Черноус. По призванию и наклонности кматематическим наукам приехал в 1668 году в Лейден, для изученияматематики и физики. Начавшаяся война между Голландией и Франциейувлекла его на поле сражения. Он поступил волонтёром в голландскуюармию, а по окончании войны предался изучению науки, побывал в Англии,где познакомился с Генри Ольденбургом, ученым секретарем Лондонскогокоролевского общества.
 Прибыв в 1675 году в Париж, он, по рекомендации Ольденбурга,познакомился там с Лейбницем, которому сообщил о своем первомисследовании по алгебре. Позднее, в 1683 году, это исследование былонапечатано в «Acta eruditorum» под заглавием: «Methodus auferendi omnesterminos intermedios ex data equatione», то есть метод удаления всехпромежуточных членов из данного алгебраического уравнения.Предполагается, что дано алгебраическое уравнение n-й степени сn+1 членами. При посредстве вспомогательного уравнения(n-1)-й степени, заключавшем в себе другую неизвестную величину,из этих двух уравнений составлялось новое уравнение, состоявшее толькоиз двух членов: n-й степени введенной неизвестной величины ипостоянного члена. Таким путём, чисто алгебраическим, автор полагалрешить алгебраическое уравнение какой угодно степени. Применение этогометода к уравнениям 3-й и 4-й степени оказывалось удачным, но ужеЛейбниц сомневался, чтобы таким образом можно было решить уравнение 5-йстепени (см. теорема Абеля — Руффини).
 В сочинении под заглавием: «Medicus mentis seu tentamen genuina logicae,in qua disseritur de methodo detegendi incognitas veritates» (Амстердам1687 и Лейпциг, 1695), посвящённом логике и философии, авторрассматривает свойства кривых линий со многими фокусами, указываетспособы вычерчивания этих кривых с помощью нитей и определяетнаправления касательных к этим прямым. Ему же принадлежат исследованиясвойств зажигательных (катакаустических) кривых, образуемыхпараллельными лучами, отраженными от сферических вогнутых зеркал и отзеркал, меридиональное сечение которых есть циклоида. Метод Чирнхауса втеории алгебраических уравнений и его исследования о каустических кривыхбыли отмечены Французской академией наук, которая приняла его в числоиностранных членов.
 После 1681 года Чирнхаус долго жил в Саксонии, где, при поддержке состороны курфюрста, основал три стеклянных завода, изготовлявшихоптические стекла невиданных до того времени размеров. Самое большоевогнутое зеркало (из меди), им устроенное, имело 3 лейпцигских локтя вдиаметре и 2 фута фокусного расстояния. Изготовлением и применениемчрезвычайно больших фокусирующих зеркал и линз удалось проводитьноваторские физические и химические опыты; например, итальянские физикиАверани и Тарджиони во Флоренции впервые доказали горючесть алмаза в1694 и 1695 годах.
 Файл:Brennspiegel von TschirnhausDMM.jpg\textbarthumb\textbarЗажигательное стекло Чирнхауса, Немецкиймузей (Мюнхен).фарфора, однако после его смерти в 1708 году лаврыдостались Иоганну Бёттгеру.

Теорияпознания


 В сочинении «Medicina mentis sive artis inveniendi praecepta generalia»,вышедшем впервые в 1687 году, Чирнхаус желает дать ars inveniendi —искусство научного познания реальных вещей, а не только искусствосочетания слов. Основу всякого познания он видит, вместе с Декартом, вдостоверности сознания, оправданной внутренним опытом, но внутреннийопыт подтверждает ещё и то, что некоторые состояния нам приятны, адругие нет, что мы кое-что можем понять, а другое нет, наконец, что мыимеем восприятия и представления о внешних предметах. В этих фактахЧирнхаус видит основу познания вообще, основу морали, основурационального и эмпирического познания в частности. Задача науки состоитв выведении частного из общего; следовательно, метод её — дедукция.Материал науки — понятия. Работа науки над понятиями выражается в трёхактах: так как материал науки — понятия ума, а не перцепциивоображения, то первый акт состоит в правильном определении, второй —в выводе из определений аксиом, третий — в переходе от соединенияопределений к теоремам. Полученную таким путём систему знания Чирнхаусназывает физикой или наукой о мире. «Под физикой я не разумею ничегоиного, как науку о мире, которая доказана a priori — точнымматематическим методом, и a posteriori — очевиднейшими опытами,убеждающими воображение».
 Теории индукции или опыта Чирнгауз не дал, но тем подробнее выяснил, чтоон разумеет под определением, аксиомой и теоремой. «Определение естьпервое (основное) понятие вещи или первое, что понимается в вещи». Триособенности Чирнгауз отмечает в определении. Во-первых, определениязависят от нас; так, например, мы замечаем, что движение не может бытьпредставлено без движущегося, движущееся — без протяжения;следовательно, протяжение есть то первое, ранее чего не может бытьпонято движение. Во-вторых, определение вещи заключает в себе ивозникновение её. Кто имеет правильное определение круга или смеха, тотв этом определении имеет и самую вещь. Эта мысль находится в полномсоответствии с духом рационализма XVII века, отождествлявшего causa иratio, причину и основание. В-третьих, правильное определение исключаетвсякое сомнение в достоверности определяемой вещи. Чирнхаус даётдовольно подробные указания относительно образования определений и отних переходит к аксиомам. Аксиомами он называет истины, выведенные изопределений; вследствие этого вопрос о том, принадлежит ли известноеположение к числу аксиом, зависит исключительно от определений, путёмкоторых мы достигаем правильных понятий. Ежели мы образовали рядправильных определений, то для развития знания мы должны сочетать ихмежду собой; таким образом возникают теоремы. То, что ранее принималосьза самостоятельный элемент (natura), может оказаться элементомзависимым — и наоборот, может случиться, что из такого соединениявозникнет новый элемент, или новая возможность, или новая истина.Истины, полученные таким путём, Чирнхаус называет теоремами. Изприведенного ясно, что «Medicina mentis» принадлежит к числу техсочинений, которые имеют в виду подробнее установить логику иметодологию рационалистической философии.