Декарт Рене

Рене Декарт ( ,  — Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинцияТурень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650,Стокгольм) — французский философ, , , и физиолог, создательаналитической геометрии и современной алгебраической символики, авторметода радикального сомнения в философии, механицизма в физике,предтеча рефлексологии.

Биография


 Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода, былмладшим (третьим) сыном в семье.
 Родился 31 марта 1596 года в городе Ла-Э-ан-Турен (ныне Декарт),департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать Жанна Брошар умерла, когдаему был 1 год. Отец, Жоаким Декарт, был судьёй и советником парламента вгороде Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималасьбабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем иневероятной любознательностью, его стремление к науке было настолькосильно, что отец в шутку стал называть Рене своим маленьким философом.
 Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, гдеего учителем был Жан Франсуа. В коллеже Декарт познакомился с МареномМерсенном (тогда — учеником, позже — священником), будущимкоординатором научной жизни Франции. Религиозное образование толькоукрепило в молодом Декарте скептическое отношение к тогдашнимфилософским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания:дедуктивные (математические) рассуждения над результатамивоспроизводимых опытов.
 В 1612 году Декарт закончил коллеж , некоторое время изучал право вПуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеяннуюжизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военнуюслужбу (1617) — сначала в революционной Голландии (в те годы —союзнице Франции), затем в Германии, где участвовал в недолгой битве заПрагу (Тридцатилетняя война). В Голландии в 1618 году Декартпознакомился с выдающимся физиком и натурфилософом Исааком Бекманом,оказавшим значительное влияние на его формирование как учёного.Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе, где,помимо прочего, открыл принцип виртуальных скоростей, который в то времяникто ещё не был готов оценить по достоинству.
 Затем — ещё несколько лет участия в войне (осада Ла-Рошели). Повозвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта сталоизвестно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжаетв Голландию (1628), где проводит 20 лет в уединённых научных занятиях.
 Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верногоМерсенна), изучает самые различные науки — от медицины дометеорологии. Наконец, в 1634 году он заканчивает свою первую,программную книгу под названием «Мир» (Le Monde), состоящую издвух частей: «Трактат о свете» и «Трактат о человеке». Но момент дляиздания был неудачным — годом ранее инквизиция чуть не замучилаГалилея. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд. Он писалМерсенну об осуждении Галилея:
 \beginquoteЭто меня так поразило, что я решил сжечь все мои бумаги, по крайней мереникому их не показывать; ибо я не в состоянии был вообразить себе, чтоон, итальянец, пользовавшийся расположением даже Папы, мог быть осуждёнза то, без сомнения, что хотел доказать движение Земли\ldotsПризнаюсь, если движение Земли есть ложь, то ложь и все основания моейфилософии, так как они явно ведут к этому же заключению.\endquote
 Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта:

  • «Рассуждение о методе\ldots» (1637)
  • «Размышления о первой философии\ldots» (1641)
  • «Первоначала философии» (1644)

 В «Первоначалах философии» сформулированы главные тезисы Декарта.

  • Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
  • В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления.
  • Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.

 Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил ихиздание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили наних проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бынелегко.
 В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки).Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины); смерть дочери Декартрасценил как величайшее горе в своей жизни.
 В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство,поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много летактивно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу послепереезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительнойпричиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза о егоотравлении, поскольку симптомы болезни Декарта были сходны с симптомами,возникающими при остром отравлении мышьяком. Эту гипотезу выдвинул АйкиПиз, немецкий учёный, а затем поддержал Теодор Эберт. Поводом дляотравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, чтовольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевыКристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654году).
 К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резковраждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта быливнесены в «Индекс запрещённых книг», а Людовик XIV специальным указомзапретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всехучебных заведениях Франции.
 Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены изСтокгольма в Париж и захоронены в часовне аббатства Сен-Жермен-де-Пре.Хотя Национальный конвент ещё в 1792 году планировал перенести прахДекарта в Пантеон, сейчас, спустя два с лишним века, он всё так жепродолжает покоиться в часовне аббатства.

Научнаядеятельность


Математика


 В 1637 году вышел в свет главный философско-математический труд Декарта,«Рассуждение о методе» (полное название: «Рассуждение о методе,позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»). Вприложении «Геометрия» к этой книге излагались аналитическая геометрия,многочисленные результаты в алгебре и геометрии, в другом приложении —открытия в оптике (в том числе — правильная формулировка законапреломления света) и многое другое.
 Особо следует отметить переработанную им математическую символику, сэтого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a,b, c\ldots, а неизвестные — x, y,z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробныеи отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта надподкоренным выражением. Уравнения приводятся к канонической форме (вправой части — ноль).
 Символическую алгебру Декарт называл «Всеобщей математикой», и писал,что она должна объяснить «всё относящееся к порядку и мере».
 Создание аналитической геометрии позволило перевести исследованиегеометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, то естьанализировать уравнение кривой в некоторой системе координат. Этотперевод имел тот недостаток, что теперь надо было аккуратно определятьподлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат(инварианты). Однако достоинства нового метода были исключительновелики, и Декарт продемонстрировал их в той же книге, открыв множествоположений, неизвестных древним и современным ему математикам.
 В приложении «Геометрия» были даны методы решения алгебраическихуравнений (в том числе геометрические и механические), классификацияалгебраических кривых. Новый способ задания кривой — с помощьюуравнения — был решающим шагом к понятию функции. Декарт формулируетточное «правило знаков» для определения числа положительныхкорней уравнения, хотя и не доказывает его.
 Декарт исследовал алгебраические функции (многочлены), а также ряд«механических» (спирали, циклоида). Для трансцендентных функций, помнению Декарта, общего метода исследования не существует.
 Комплексные числа ещё не рассматривались Декартом на равных правах свещественными, однако он сформулировал (хотя и не доказал) основнуютеорему алгебры: общее число вещественных и комплексных корнеймногочлена равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традицииименовал ложными, однако объединял их с положительными терминомдействительные числа, отделяя от мнимых (комплексных).Этот термин вошёл в математику. Впрочем, Декарт проявил некоторуюнепоследовательность: коэффициенты a, b, c\ldotsу него считались положительными, а случай неизвестного знака специальноотмечался многоточием слева.
 Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные,рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются какотношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Позже аналогичноеопределение числа приняли Ньютон и Эйлер. Декарт пока ещё не отделяеталгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения онпонимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Этотанахронизм был вскоре отброшен его учениками, прежде всего —английскими, для которых геометрические построения — чистовспомогательный приём.
 «Геометрия» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике иоптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не налатинском языке. «Геометрия» была, однако, тут же переведена налатинский и неоднократно издавалось отдельно, разрастаясь откомментариев и став настольной книгой европейских учёных. Трудыматематиков второй половины XVII века отражают сильнейшее влияниеДекарта.

Механика ифизика


 Физические исследования Декарта относятся главным образом к механике,оптике и общему строению Вселенной. Физика Декарта, в отличие от егометафизики, была материалистической: Вселенная целиком заполненадвижущейся материей и в своих проявлениях самодостаточна. Неделимыхатомов и пустоты Декарт не признавал и в своих трудах резко критиковалатомистов, как античных, так и современных ему. Кроме обычной материи,Декарт выделил обширный класс невидимых тонких материй, с помощьюкоторых пытался объяснить действие теплоты, тяготения, электричества имагнетизма.
 Основными видами движения Декарт считал движение по инерции, котороесформулировал (1644) так же, как позднее Ньютон, и материальные вихри,возникающие при взаимодействии одной материи с другой. Взаимодействие онрассматривал чисто механически, как соударение. Декарт ввёл понятиеколичества движения, сформулировал (в нестрогой формулировке) законсохранения движения (количества движения), однако толковал его неточно,не учитывая, что количество движения является векторной величиной(1664).
 В 1637 году вышла в свет «Диоптрика», где содержались законыраспространения света, отражения и преломления, идея эфира какпереносчика света, объяснение радуги. Декарт первый математически вывелзакон преломления света (независимо от В. Снеллиуса) на границе двухразличных сред. Точная формулировка этого закона позволилаусовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали игратьогромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).
 Исследовал законы удара. Высказал предположение, что атмосферноедавление с увеличением высоты уменьшается. Теплоту и теплопередачуДекарт совершенно правильно рассматривал как происходящую от движениямелких частиц вещества.

Другие научныедостижения



  • Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления\ldots совершаются в этой машине как движения часов».
  • Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.

Философия


 Философия Декарта была дуалистической: дуализм души и тела, — то естьдвойственность идеального и материального, признающего и то, и другоенезависимыми самостоятельными началами, о чём впоследствии писал иИммануил Кант. Декарт признавал наличие в мире двух родов сущностей:протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), приэтом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника(Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одними тем же законам. Бог, сотворивший материю вместе с движением и покоем исохраняющий их.
 Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построениефилософии рационализма как универсального метода познания. Конечнойцелью определялось господство человека над силами природы. Разум, поДекарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые вприроде истинные законы, формулируемые на математическом языке.Могущество разума ограничено лишь несовершенством человека по сравнениюс Богом, который как раз несёт в себе все совершенные характеристики.Учение Декарта о познании было первым кирпичом в фундаментерационализма.
 Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включаятонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическоевзаимодействие которых и производит все природные явления. Дляфилософского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критикапредшествующей схоластической философской традиции.
 Самодостоверность сознания, cogito (декартовское «мыслю, следовательно,существую» — ), равно как и теория врождённых идей, является исходнымпунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, впротивоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным,отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия«вихрь»; физика картезианства впоследствии нашла своё выражение в теорииблизкодействия.
 В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:

  • к материалистическому монизму (Х. Де Руа, Б. Спиноза)
  • и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).

 Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству,представленному

  • голландской (Барух де Спиноза),
  • немецкой (Готтфрид Вильгельм Лейбниц)
  • и французской (Николь Мальбранш)

 школами.

Метод радикальногосомнения


 Исходной точкой рассуждений Декарта является поиск несомненных основанийвсякого знания. В эпоху Возрождения Монтень и Шаррон пересадили вофранцузскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона.
 Скептицизм и поиски идеальной математической точности — два различныхвыражения одной и той же черты человеческого ума: напряжённогостремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимойистины. Им совершенно противоположны:

  • с одной стороны — эмпиризм, довольствующийся истиной приблизительной и относительной,
  • с другой — мистицизм, находящий особое упоение в непосредственном сверхчувственном, надрациональном знании.

 Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если онискал высшего абсолютного принципа знания в непосредственномсамосознании человека, то речь шла не о каком-либо мистическомоткровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытиисамой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось дляДекарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.
 Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Первоначалахфилософии» следующим образом: Так как мы рождаемся детьми и составляемразные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употреблениясвоего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины;избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись разв жизни усомниться во всём том, в чём найдём хотя бы малейшее подозрениенедостоверности\ldots. Если мы станем отвергать всё то, в чём каким быто ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать всё этоложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакогонеба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела,однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, несуществуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время,когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: ямыслю, следовательно существую, — есть первое и вернейшее из всехпознаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это —лучший путь для познания природы души и её отличия от тела; ибо,исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным всё, что от насотлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежитни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одномышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всякихвещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всём другом ещёсомневаемся. Таким образом, найден был Декартом первый твёрдый пункт дляпостроения его миросозерцания — не требующая никакого дальнейшегодоказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, помнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.
 Прежде всего, разбирая смысл положения «cogito, ergo sum», Декартустанавливает критерий достоверности. Почему известное положение умабезусловно достоверно? Никакого другого критерия, кромепсихологического, внутреннего критерия ясности и раздельностипредставления, мы не имеем. В нашем бытии как мыслящего существаубеждает нас не опыт, а лишь отчётливое разложение непосредственногофакта самосознания на два одинаково неизбежных и ясных представления,или идеи, — мышления и бытия. Против силлогизма как источника новыхзнаний Декарт вооружается почти так же энергично, как ранее Бэкон,считая его не орудием открытия новых фактов, а лишь средством изложенияистин уже известных, добытых другими путями. Соединение упомянутых идейв сознании есть, таким образом, не умозаключение, а синтез, есть акттворчества, так же как усмотрение величины суммы углов треугольника вгеометрии. Декарт первый намекнул на значение вопроса, игравшего затемглавную роль у Канта, — именно вопроса о значении априорныхсинтетических суждений.

Доказательство существованияБога


 Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях (ideaeclarae et distinctae), Декарт берётся затем доказать существование Богаи выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение всуществовании телесного мира основывается на данных нашего чувственноговосприятия, а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно насбезусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительнойдостоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть толькосотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея окотором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчётливая идеятакого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы самисознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существоидеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть нашавыдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена внас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идеянастолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясныеэлементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всемисвойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью,бесконечно превосходящей нашу собственную реальность.
 Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путёмвыводится реальность бытия Бога:

  • во-первых, как источника самой идеи о нём — это доказательство, так сказать, психологическое;
  • во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, — это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.

 Всё же вместе Декартово доказательство бытия Божия должно быть признано,по выражению Виндельбанда, «соединением антропологической(психологической) и онтологической точек зрения».
 Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит кпризнанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира,причём строит идею материи как субстанции или сущности, противоположнойдуху. Наши ощущения материальных явлений далеко не во всём своём составегодны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков ипроч. — субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанцийзаключается только в их протяжённости, так как только сознаниепротяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятиянаши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливоймысли.
 Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декартавсё тот же математический или геометрический строй представлений: теласуть протяжённые величины. Геометрическая односторонность Декартоваопределения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выясненановейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самыйсущественный и основной признак идеи «материальности». Выясняяпротивоположные свойства той реальности, которую мы находим всамосознании своём, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мывидим, признаёт мышление главным атрибутом духовной субстанции.
 Обе эти субстанции — дух и материя — для Декарта с его учением овсесовершенном существе являются субстанциями конечными, созданными;бесконечной же и основной является только субстанция Бога.

Этическиевзгляды


 Что касается этических взглядов Декарта, то Фуллье метко реконструируетосновоположения морали Декарта по его сочинениям и письмам. Строгоотделяя и в этой области откровенную теологию от рациональной философии,Декарт в обосновании нравственных истин также ссылается на «естественныйсвет» разума (la lumière naturelle).
 В «Рассуждение о методе» («Discours de la méthode») y Декартапреобладает ещё утилитарная тенденция открытия путей здравой житейскоймудрости, причём заметно сказывается влияние стоицизма. Но в письмах кпринцессе Елизавете он пытается установить основные идеи собственнойморали. Таковыми являются:

  • идея «совершенного существа как истинного объекта любви»;
  • идея «противоположности духа материи», предписывающая нам удаляться от всего телесного;
  • идея «бесконечности вселенной», предписывающая «возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью»;
  • наконец, идея «солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу».

 В письмах к Шаню, по просьбе королевы Кристины, Декарт обстоятельноотвечает на вопросы:

  • «Что такое любовь?»
  • «Оправдывается ли любовь к Богу единственно естественным светом разума?»
  • «Какая крайность хуже — беспорядочная любовь или беспорядочная ненависть?»

 Отличая интеллектуальную любовь от страстной, он видит первую «вдобровольном духовном единении существа с предметом, как частью одного сним целого». Такая любовь находится в антагонизме со страстью ижеланием. Высшая форма такой любви — любовь к Богу как бесконечновеликому целому, ничтожную часть которого мы составляем. Отсюдавытекает, что как чистая мысль наша душа может любить Бога по свойствамсобственной природы своей: это даёт ей высшие радости и уничтожает в нейвсякие желания. Любовь, как бы беспорядочна она ни была, всё же лучшененависти, которая делает даже хороших людей дурными. Ненависть —признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учитьлюбить то, что достойно любви. Это даёт нам истинную радость и счастье,которое сводится к внутреннему свидетельству какого-либо достигнутогосовершенства, при этом Декарт нападает на тех, кто заглушает своюсовесть посредством вина и табака. Фуллье справедливо говорит, что вэтих идеях Декарта содержатся уже все главнейшие положения этики Спинозыи, в частности, его учения об интеллектуальной любви к Богу.

Экзистенциальнаяпарадигма


 С точки зрения Мамардашвили, Декарта можно отнести к основоположникамранней экзистенциальной традиции.
 Декарт в своей системе, как и Хайдеггер позднее, выделял два модусасуществования, — прямой и криволинейный. Последний определяетсяотсутствием какой-либо базовой ориентации, поскольку вектор егораспространения меняется в зависимости от столкновений идентичностей спородившим их социумом. Прямой модус бытия утилизирует механизмдлящегося волевого акта в условиях вселенского безразличия духа, чтодаёт человеку возможность действовать в контексте свободнойнеобходимости.
 Несмотря на кажущийся парадокс, это наиболее экологичная формажизнедеятельности, поскольку через необходимость она определяетоптимальное аутентичное состояние здесь-и-сейчас. Равно как Бог впроцессе творения не имел над собой никаких законов, объясняет Декарт,так и человек трансцендирует то, что не может в этот момент, на этомшаге быть другим.
 Переход от одного состояния к другому происходит через нахождение вфиксированных точках избыточности — помещение в свою жизнь понятий,таких как добродетель, любовь и т. д., не имеющих причин к своемусуществованию помимо той, которая извлекается из человеческой души.Неизбежность существования в социуме предполагает наличие «маски»,которая предотвращает нивелирование медитативного опыта в процессепродолжающейся социализации.
 Помимо описания модели человеческого бытия, Декарт также даётвозможность её интериоризации, отвечая на вопрос «мог ли Бог создатьмир, недоступный нашему пониманию» в контексте апостериорного опыта —теперь (когда человек осознаёт себя мыслящим существом) нет.

Основные труды в русскомпереводе



  • Декарт Р. Сочинения в двух томах. — М.: Мысль, 1989.
    • [http://publ.lib.ru/ARCHIVES/D/DEKART_Rene/Dekart_R._Sochineniya_v_2_tt._T.1.(1989). Том 1]. Серия: Философское наследие, том 106.
      • Соколов В. В. Философия духа и материи Рене Декарта (3).
      • Правила для руководства ума (77).
      • Разыскание истины посредством естественного света (154).
      • Мир, или Трактат о свете (179).
      • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (250).
      • Первоначала философии (297).
      • Описание человеческого тела. об образовании животного (423).
      • Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть (461).
      • Страсти души (481).
      • Небольшие сочинения 1619—1621 гг. (573).
      • Из переписки 1619—1643 гг. (581).
    • [http://publ.lib.ru/ARCHIVES/D/DEKART_Rene/Dekart_R._Sochineniya_v_2_tt._T.2.(1994). Том 2]. Серия: Философское наследие, том 119.
      • Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом (3).
      • Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора (73).
      • Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции (418).
      • Беседа с Бурманом (447).
      • Из переписки 1643—1649 гг. (489).

  • Декарт Р. «Геометрия». С приложением избранных работ П. Ферма и переписки Декарта. М.-Л.: Гостехиздат, 1938. Серия: Классики естествознания.
  • Декарт Р. [http://publ.lib.ru/ARCHIVES/D/DEKART_Rene/Dekart_R._Kosmogoniya._Dva_traktata.(1934). Космогония: Два трактата]. М.-Л.: Гостехиздат, 1934. Серия: Классики естествознания.
  • Декарт Р. Первоначала философии (1644)
  • Декарт Р. Размышления о первой философии\ldots (1641) текст
  • Ренэ Декарт. Рассуждение о методе\ldots" (1637) Издательство Академии Наук СССР, 1953. Серия: Классики науки, 655 с..

  • Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Пер. с лат., М.: Академический проект, 2011. 335 с., Серия «Философские технологии», 1500 экз., ISBN 978-5-8291-1327-8.
  • Рене Декарт. Сочинения в библиотеке Я. Кротова.

Переводчики Декарта на русскийязык



  • Гарнцев, Михаил Анатольевич
  • Ляткер, Яков Абрамович
  • Шейнман, Сесиль Яковлевна
  • Позднев, Михаил Михайлович

Оценки ипамять


 Великий физиолог И. П. Павлов поставил памятник-бюст Декарту возле своейлаборатории (Институт физиологии им. И. П. Павлова, Колтуши), потому чтосчитал его предтечей своих исследований.
 В честь учёного названы его родной город, кратер на Луне, 4 июня 1993года назван астероид (3587) Descartes, открытый 8 сентября 1981 годаЛ. В. Журавлёвой в Крымской астрофизической обсерватории. Его имя носиттакже ряд научных терминов.

  • Декартова система координат
  • Декартов лист
  • Декартов овал
  • Декартово дерево
  • Декартово произведение

 Главный герой романа знаменитого фантаста Филипа Дика «Мечтают лиандроиды об электроовцах?» (Бегущий по лезвию бритвы), Рик Декард названв честь Рене Декарта. Такую аллюзию автор романа внес из-за схожестифилософских вопросов на которые пытается ответить главный герой романаДика, с идеями самого Декарта. В 1982 году режиссёр Ридли Скоттэкранизировал роман. Главную роль исполнил Харрисон Форд. Его геройтакже носит фамилию Декард.