Галилей Галилео

Галилео Галилей ( 15 февраля 1564, Пиза — 8 января 1642,Арчетри) — итальянский , , , философ, , оказавший значительное влияниена науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдениянебесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий.Галилей — основатель экспериментальной физики. Своими экспериментамион убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложилфундамент классической механики.
 При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системымира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католическойцерковью.

Биография


Ранниегоды


 Галилей родился в 1564 году в итальянском городе Пиза, в семьеродовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галилея, видного теоретикамузыки и лютниста. Полное имя Галилео Галилея: Галилео ди ВинченцоБонайути де Галилей . Представители рода Галилеев упоминаются вдокументах с XIV века. Несколько его прямых предков были приорами(членами правящего совета) Флорентийской республики, а прапрадедГалилея, известный врач, тоже носивший имя Галилео, в 1445 годубыл избран главой республики.
 В семье Винченцо Галилея и Джулии Амманнати было шестеро детей, новыжить удалось четверым: Галилео (старшему из детей), дочерям Вирджинии,Ливии и младшему сыну Микеланджело, который в дальнейшем тоже приобрелизвестность как композитор-лютнист. В 1572 году Винченцо переехал воФлоренцию, столицу Тосканского герцогства. Правящая там династия Медичибыла известна широким и постоянным покровительством искусству и наукам.
 О детстве Галилея известно немного. С ранних лет мальчика влекло кискусству; через всю жизнь он пронёс любовь к музыке и рисованию,которыми владел в совершенстве. В зрелые годы лучшие художникиФлоренции — Чиголи, Бронзино и др. — советовались с ним о вопросахперспективы и композиции; Чиголи даже утверждал, что именно Галилею онобязан своей славой. По сочинениям Галилея можно сделать также вывод оналичии у него замечательного литературного таланта.
 Начальное образование Галилей получил в расположенном неподалёкумонастыре Валломброза, где он был принят послушником в монашеский орден.Мальчик очень любил учиться и стал одним из лучших учеников в классе. Онвзвешивал возможность стать священником, но отец был против.
 Файл:Pisa.Palazzo deiCavalieri01.jpg\textbarthumb\textbarleft\textbarСтарое зданиеПизанского университета (в наши дни — Высшая Нормальнаяшкола)Пизанский университет изучать медицину. В университете Галилейпосещал также лекции по геометрии (ранее он с математикой был совершеннонезнаком) и настолько увлёкся этой наукой, что отец стал опасаться, какбы это не помешало изучению медицины.
 Галилей пробыл студентом неполных три года; за это время он успелосновательно ознакомиться с сочинениями античных философов и математикови заработал среди преподавателей репутацию неукротимого спорщика. Ужетогда он считал себя вправе иметь собственное мнение по всем научнымвопросам, не считаясь с традиционными авторитетами.
 Вероятно, в эти годы он познакомился с теорией Коперника.Астрономические проблемы тогда живо обсуждались, особенно в связи столько что проведённой календарной реформой.
 Вскоре финансовое положение отца ухудшилось, и он оказался не всостоянии оплачивать далее обучение сына. Просьба освободить Галилея отплаты (такое исключение делалось для самых способных студентов) былаотклонена. Галилей вернулся во Флоренцию (1585), так и не получив учёнойстепени. К счастью, он успел обратить на себя внимание несколькимиостроумными изобретениями (например, гидростатическими весами),благодаря чему познакомился с образованным и богатым любителем науки,маркизом Гвидобальдо дель Монте. Маркиз, в отличие от пизанскихпрофессоров, сумел его правильно оценить. Уже тогда дель Монте говорил,что со времени Архимеда мир не видел такого гения, как Галилей.Восхищённый необыкновенным талантом юноши, маркиз стал его другом ипокровителем; он представил Галилея тосканскому герцогу Фердинанду IМедичи и ходатайствовал об оплачиваемой научной должности для него.
 В 1589 году Галилей вернулся в Пизанский университет, теперь ужепрофессором математики. Там он начал проводить самостоятельныеисследования по механике и математике. Правда, жалованье ему назначилиминимальное: 60 скудо в год (профессор медицины получал 2000 скудо). В1590 году Галилей написал трактат «О движении».
 В 1591 году умер отец, и ответственность за семью перешла к Галилео. Впервую очередь он должен был позаботиться о воспитании младшего брата ио приданом двух незамужних сестёр.
 В 1592 году Галилей получил место в престижном и богатом Падуанскомуниверситете (Венецианская республика), где преподавал астрономию,механику и математику. По рекомендательному письму венецианского дожауниверситету можно судить о том, что научный авторитет Галилея уже в этигоды был чрезвычайно высок: Сознавая всю важность математических знанийи их пользу для других главных наук, мы медлили с назначением, не находядостойного кандидата. В настоящее время заявил желание занять это местосиньор Галилей, бывший профессор в Пизе, пользующийся большойизвестностью и справедливо признаваемый за самого сведущего вматематических науках. Поэтому мы с удовольствием предоставляем емукафедру математики на четыре года со 180 флоринами жалованья в год.

Падуя,1592—1610


 Файл:Galileo Galilei2.jpg\textbarthumb\textbarleft\textbarДоменико Тинторетто. ПортретГалилео Галилея, 1605—1607Падуе — наиболее плодотворный периоднаучной деятельности Галилея. Вскоре он стал самым знаменитымпрофессором в Падуе. Студенты толпами стремились на его лекции,венецианское правительство непрестанно поручало Галилею разработкуразного рода технических устройств, с ним активно переписываются молодойКеплер и другие научные авторитеты того времени.
 В эти годы он написал трактат «Механика», который вызвал некоторыйинтерес и был переиздан во французском переводе. В ранних работах, атакже в переписке, Галилей дал первый набросок новой общей теориипадения тел и движения маятника. В 1604 году на Галилея поступил донос винквизицию — его обвинили в занятии астрологией и чтении запрещённойлитературы. Падуанский инквизитор Чезаре Липпи, симпатизировавшийГалилею, оставил донос без последствий.
 Поводом к новому этапу в научных исследованиях Галилея послужилопоявление в 1604 году новой звезды, называемой сейчас СверхновойКеплера. Это пробуждает всеобщий интерес к астрономии, и Галилейвыступает с циклом частных лекций. Узнав об изобретении в Голландиизрительной трубы, Галилей в 1609 году конструирует собственноручнопервый телескоп и направляет его в небо.
 Увиденное Галилеем было настолько поразительно, что даже многие годыспустя находились люди, которые отказывались поверить в его открытия иутверждали, что это иллюзия или наваждение. Галилей открыл горы на Луне,Млечный Путь распался на отдельные звёзды, но особенно поразилисовременников обнаруженные им четыре спутника Юпитера (1610). В честьчетырёх сыновей своего покойного покровителя Фердинанда Медичи (умершегов 1609 году), Галилей назвал эти спутники «Медичийскими звёздами» .Сейчас они носят более подходящее название «галилеевых спутников».
 Файл:Bertini fresco of Galileo Galilei and Doge ofVenice.jpg\textbarthumb\textbarleft\textbar
 Галилей показывает телескоп венецианскому дожу (фреска Дж. Бертини)
 Флоренции в 1610 году. Книга имела сенсационный успех по всей Европе,даже коронованные особы спешили заказать себе телескоп. Несколькотелескопов Галилей подарил Венецианскому сенату, который в знакблагодарности назначил его пожизненным профессором с окладом 1000флоринов. В сентябре 1610 года телескопом обзавёлся Кеплер , а в декабреоткрытия Галилея подтвердил влиятельный римский астроном Клавиус.Наступает всеобщее признание. Галилей становится самым знаменитым учёнымЕвропы, в его честь сочиняются оды, где он сравнивается с Колумбом.Французский король Генрих IV 20 апреля 1610 года, незадолго до своейгибели, просил Галилея открыть и для него какую-нибудь звезду. Были,однако, и недовольные. Астроном Франческо Сицци выпустил памфлет, гдезаявил, что семь — совершенное число, и даже в голове человека семьотверстий, так что планет может быть только семь, а открытия Галилея —иллюзия. Иллюзорными объявил открытия Галилей и падуанский профессорЧезаре Кремонини, а чешский астроном Мартин Хорки (Martin Horky)сообщил Кеплеру, что болонские учёные телескопу не доверяют: «На землеон работает восхитительно; на небесах обманывает, ибо некоторыеодиночные звезды кажутся двойными». Протестовали также астрологи иврачи, жалуясь на то, что появление новых небесных светил «губительнодля астрологии и большей части медицины», так как все привычныеастрологические методы «окажутся до основания разрушенными».
 В эти годы Галилей вступил в гражданский брак с венецианкой МаринойГамба . Он так и не обвенчался с Мариной, но стал отцом сына и двухдочерей. Сына он в память об отце назвал Винченцо, а дочерей, в честьсвоих сестёр — Вирджинией и Ливией. Позже, в 1619 году, Галилейофициально узаконил сына; обе дочери закончили жизнь в монастыре.
 Общеевропейская слава и нужда в деньгах толкнули Галилея на губительный,как позже оказалось, шаг: в 1610 году он покидает спокойную Венецию, гдеон был недоступен для инквизиции, и перебирается во Флоренцию. ГерцогКозимо II Медичи, сын Фердинанда I, обещал Галилею почётное и доходноеместо советника при тосканском дворе. Обещание он сдержал, что позволилоГалилею решить проблему огромных долгов, накопившихся после выдачи замуждвух его сестёр.

Флоренция,1610—1632


 Файл:Galileo byleoni.jpg\textbarthumb\textbarleft\textbar200px\textbarПортретГалилео Галилея работы Оттавио Леонипятна на Солнце, а затем и вращениеСолнца вокруг оси. Свои достижения (а также свой приоритет) Галилейзачастую излагал в задиристо-полемическом стиле, чем нажил немало новыхврагов (в частности, среди иезуитов).

agraphЗащитакоперниканства
 Файл:Dore joshua sun.jpg\textbarthumb\textbar260px\textbarИисусНавин останавливает Солнце. Гравюра Гюстава ДореАристотеляспособствовали формированию агрессивного кружка его противников,состоящего из профессоров-перипатетиков и некоторых церковных деятелей.Особенно возмущали недоброжелателей Галилея его пропагандагелиоцентрической системы мира, поскольку, по их мнению, вращение Землипротиворечило текстам Псалмов , стиху из Экклезиаста , а такжеэпизоду из «Книги Иисуса Навина» , где говорится о неподвижности Землии движении Солнца. Кроме того, подробное обоснование концепциинеподвижности Земли и опровержение гипотез о её вращении содержалось втрактате Аристотеля «О небе» и в «Альмагесте» Птолемея.
 В 1611 году Галилей, в ореоле своей славы, решил отправиться в Рим,надеясь убедить Папу, что коперниканство вполне совместимо скатолицизмом. Он был принят хорошо, избран шестым членом научной«Академии деи Линчеи», знакомится с Папой Павлом V, влиятельнымикардиналами. Продемонстрировал им свой телескоп, пояснения давалосторожно и осмотрительно. Кардиналы создали целую комиссию длявыяснения вопроса, не грешно ли смотреть на небо в трубу, но пришли квыводу, что это позволительно. Обнадёживало и то, что римские астрономыоткрыто обсуждали вопрос, движется ли Венера вокруг Земли или вокругСолнца (смена фаз Венеры ясно говорила в пользу второго варианта).
 Осмелев, Галилей в письме к своему ученику аббату Кастелли (1613)заявил, что Священное Писание относится только к спасению души и внаучных вопросах не авторитетно: «ни одно изречение Писания не имееттакой принудительной силы, какую имеет любое явление природы». Болеетого, он опубликовал это письмо, чем вызвал появление доносов винквизицию. В том же 1613 году Галилей выпустил книгу «Письма осолнечных пятнах», в которой открыто высказался в пользу системыКоперника. 25 февраля 1615 года римская инквизиция начала первое делопротив Галилея по обвинению в ереси. Последней ошибкой Галилея сталпризыв к Риму высказать окончательное отношение к коперниканству (1615).
 Всё это вызвало реакцию, обратную ожидаемой. Встревоженная успехамиРеформации, католическая церковь решила укрепить свою духовнуюмонополию — в частности, запретив коперниканство. Позицию церквипроясняет письмо влиятельного кардинала-инквизитора Беллармино,направленное 12 апреля 1615 года теологу Паоло Антонио Фоскарини,защитнику коперниканства. В этом письме кардинал пояснил, что церковь невозражает против трактовки коперниканства как удобного математическогоприёма, но принятие его как реальности означало бы признание того, чтопрежнее, традиционное толкование библейского текста было ошибочным. Аэто, в свою очередь, пошатнёт авторитет церкви:
Заметив, что ты при ответах не совсем чистосердечно признаёшься в своихнамерениях, мы сочли необходимым прибегнуть к строгому испытанию.

 После «испытания» Галилей в письме из тюрьмы (23 апреля) осторожносообщает, что не встаёт с постели, так как его мучает «ужасная боль вбедре». Часть биографов Галилея предполагают, что пытка действительноимела место, другие же считают это предположение недоказанным,документально подтверждена лишь угроза пыткой, часто сопровождавшаясяимитацией самой пытки. В любом случае, если пытка и была, то в умеренныхмасштабах, так как уже 30 апреля учёного отпустили обратно в тосканскоепосольство.
 Судя по сохранившимся документам и письмам, научные темы на процессе необсуждались. Основными были два вопроса: сознательно ли Галилей нарушилэдикт 1616 года, и раскаивается ли он в содеянном. Три экспертаинквизиции дали заключение: книга нарушает запрет на пропаганду«пифагорейской» доктрины. В итоге учёный был поставлен перед выбором:либо он покается и отречётся от своих «заблуждений», либо его постигнетучасть Джордано Бруно.
 16 июня инквизиция провела пленарное заседание с участием Урбана VIII,где постановила:
 \beginquoteОзнакомившись со всем ходом дела и выслушав показания, Его Святейшествоопределил допросить Галилея под угрозой пытки и, если устоит, то послепредварительного отречения как сильно подозреваемого в ереси\ldotsприговорить к заключению по усмотрению Святой Конгрегации. Емупредписано не рассуждать более письменно или устно каким-либо образом одвижении Земли и о неподвижности Солнца\ldots под страхом наказаниякак неисправимого.\endquote
 Последний допрос Галилея состоялся 21 июня. Галилей подтвердил, чтосогласен произнести требуемое от него отречение; на этот раз его неотпустили в посольство и снова взяли под арест. 22 июня был объявленприговор: Галилей виновен в распространении книги с «ложным,еретическим, противным Св. Писанию учением» о движенииЗемлиОригиналприговора Галилею (лат.).:
 \beginquote\textttВследствие рассмотрения твоей вины и сознания твоего в ней присуждаем и объявляем тебя, Галилей, за всё вышеизложенное и исповеданное тобою под сильным подозрением у сего Св. судилища в ереси, как одержимого ложною и противною Священному и Божественному Писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты и не движется от востока к западу, Земля же подвижна и не есть центр Вселенной. Также признаем тебя ослушником церковной власти, запретившей тебе излагать, защищать и выдавать за вероятное учение, признанное ложным и противным Св. Писанию\ldots Дабы столь тяжкий и вредоносный грех твой и ослушание не остались без всякой мзды и ты впоследствии не сделался бы ещё дерзновеннее, а, напротив, послужил бы примером и предостережением для других, мы постановили книгу под заглавием «Диалог» Галилео Галилея запретить, а тебя самого заключить в тюрьму при Св. судилище на неопределённое время.\endquote
 Галилей был осуждён к тюремному заключению на срок, который установитПапа. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси»; такаяформулировка также была тяжким обвинением, однако спасала от костра.После оглашения приговора Галилей на коленях произнёс предложенный емутекст отречения. Копии приговора по личному распоряжению Папы Урбанабыли разосланы во все университеты католической Европы. Файл:GalileoGalilei by Peter Paul Rubens.jpg\textbarthumb\textbarГалилео Галилей(c. 1630), Петер Пауль РубенсГолландии издание «Диалога» продолжалось(первая публикация: 1635 год, в переводе на латинский).
 В 1634 году умерла 33-летняя старшая дочь Вирджиния (в монашествеМария-Челеста), любимица Галилея, которая преданно ухаживала за больнымотцом и остро переживала его злоключения. Галилей пишет, что им владеют«безграничная печаль и меланхолия\ldots постоянно слышу, как моядорогая дочурка зовёт меня». Состояние здоровья Галилея ухудшилось, ноон продолжает энергично работать в разрешённых для него областях науки.
 Сохранилось письмо Галилея к его другу Элиа Диодати (1634), где онделится новостями о своих злоключениях, указывает на их виновников(иезуитов) и делится планами будущих исследований. Письмо было посланочерез доверенное лицо, и Галилей в нём вполне откровенен:
 \beginquote\textttВ Риме я был приговорён Святой инквизицией к заточению по указанию Его Святейшества\ldots местом заточения для меня стал этот маленький городок в одной миле от Флоренции, со строжайшим запрещением спускаться в город, встречаться и беседовать с друзьями и приглашать их\ldots\\\textttКогда я вернулся из монастыря вместе с врачом, посетившим мою больную дочь перед её кончиной, причём врач сказал мне, что случай безнадёжный и что она не переживёт следующего дня (как оно и случилось), я застал дома викария-инквизитора. Он явился, чтобы приказать мне, по распоряжению Св. инквизиции в Риме\ldots, что я не должен был обращаться с просьбой разрешить мне вернуться во Флоренцию, иначе меня посадят в настоящую тюрьму Св. инквизиции\ldots\\\textttЭто происшествие и другие, о которых писать было бы слишком долго, показывает, что ярость моих весьма могущественных преследователей постоянно возрастает. И они в конце концов пожелали раскрыть своё лицо: когда один из моих дорогих друзей в Риме, тому около двух месяцев, в разговоре с падре Христофором Гринбергом, иезуитом, математиком этой коллегии, коснулся моих дел, этот иезуит сказал моему другу буквально следующее: «Если бы Галилей сумел сохранить расположение отцов этой коллегии, он жил бы на свободе, пользуясь славой, не было бы у него никаких огорчений и он мог бы писать по своему усмотрению о чём угодно — даже о движении Земли» и т. д. Итак, Вы видите, что на меня ополчились не из-за того или иного моего мнения, а из-за того, что я в немилости у иезуитов\texttt.\endquote
 В конце письма Галилей высмеивает невежд, которые «подвижность Землиобъявляют ересью» и сообщает, что намерен анонимно опубликовать новыйтрактат в защиту своей позиции, но прежде хочет закончить давнозадуманную книгу по механике. Из этих двух планов он успел осуществитьтолько второй — написал книгу по механике, подытожившую ранеесделанные им открытия в этой области (см. ниже).
 Файл:Tito Lessi - Galileo andViviani.jpg\textbarthumb\textbarright\textbarТито Лесси. Галилей иВивиани. Музей истории науки, ФлоренцияКастелли, Торричелли и Вивиани(автора первой биографии Галилея). В письме 30 января 1638 года Галилейзаявил: Я не прекращаю, даже в охватившей меня темноте, строитьрассуждения по поводу то одного, то другого явления природы, и я не смогбы дать своему беспокойному уму отдыха, даже если бы пожелал того.
 Последней книгой Галилея стали «Беседы и математические доказательствадвух новых наук», где излагаются основы кинематики и сопротивленияматериалов. Фактически содержание книги представляет собой разгромаристотелевой динамики; взамен Галилей выдвигает свои принципы движения,проверенные на опыте. Бросая вызов инквизиции, Галилей вывел в новойкниге тех же трёх персонажей, что и в запрещённом ранее «Диалоге о двухглавнейших системах мира». В мае 1636 года учёный провёл переговоры обиздании своего труда в Голландии, а затем тайно переправил тударукопись. В доверительном письме другу, графу де Ноэлю (которому онпосвятил эту книгу) Галилей заявил, что новый труд «снова ставит меня вряды борцов». «Беседы\ldots» вышли в свет в июле 1638 года, а вАрчетри книга попала почти через год — в июне 1639 года. Этот трудстал настольной книгой Гюйгенса и Ньютона, завершивших начатое Галилеемпостроение оснований механики.
 Только один раз, незадолго до смерти (март 1638 года), инквизицияразрешила слепому и тяжело больному Галилею покинуть Арчетри ипоселиться во Флоренции для лечения. При этом ему под страхом тюрьмыбыло запрещено выходить из дома и обсуждать «проклятое мнение» одвижении Земли. Однако спустя несколько месяцев, после появлениянидерландского издания «Бесед\ldots», разрешение было отменено, иучёному предписали вернуться в Арчетри. Галилей собирался продолжить«Беседы\ldots», написав ещё две главы, но не успел выполнитьзадуманное.
 Файл:Galileos tomb.jpg\textbarthumb\textbarleft\textbarГробницаГалилео Галилея. Базилика Санта Кроче, Флоренция8 января 1642 года, на78-м году жизни, в своей постели. Папа Урбан запретил хоронить Галилея всемейном склепе базилики Санта-Кроче во Флоренции. Похоронили его вАрчетри без почестей, ставить памятник Папа тоже не позволил.
 Младшая дочь, Ливия, умерла в монастыре. Позже единственный внук Галилеятоже постригся в монахи и сжёг хранившиеся у него бесценные рукописиучёного как богопротивные. Он был последним представителем родаГалилеев.
 В 1737 году прах Галилея, как он и просил, был перенесён в базиликуСанта Кроче, где 17 марта он был торжественно погребён рядом сМикеланджело. В 1758 году Папа Бенедикт XIV велел вычеркнуть работы,защищавшие гелиоцентризм, из «Индекса запрещённых книг»; впрочем, этаработа проводилась неспешно и завершилась только в 1835 году.
 С 1979 по 1981 годы по инициативе Римского Папы Иоанна Павла II работалакомиссия по реабилитации Галилея, и 31 октября 1992 года Папа ИоаннПавел II официально признал, что инквизиция в 1633 году совершилаошибку, силой вынудив учёного отречься от теории Коперника.

Научныедостижения


 Галилей по праву считается основателем не только экспериментальной,но — в значительной мере — и теоретической физики. В своём научномметоде он осознанно сочетал продуманный эксперимент с его рациональнымосмыслением и обобщением, и лично дал впечатляющие примеры такихисследований. Иногда из-за недостатка научных данных Галилей ошибался(например, в вопросах о форме планетных орбит, природе комет илипричинах приливов), но в подавляющем большинстве случаев его методприводил к цели. Характерно, что Кеплер, располагавший более полными иточными данными, чем Галилей, сделал правильные выводы в тех случаях,когда Галилей ошибался.

Философия и научныйметод


 Хотя в древней Греции были замечательные инженеры (Архимед, Герон идругие), сама идея экспериментального метода познания, который должендополнять и подтверждать дедуктивно-умозрительные построения, была чуждааристократическому духу античной физики. В Европе ещё в XIII веке РобертГроссетест и Роджер Бэкон призвали к созданию экспериментальной науки,которая на математическом языке сможет описать природные явления, однакодо Галилея в реализации этой идеи не было существенного продвижения:научные методы мало отличались от теологических, и ответы на научныевопросы по-прежнему искали в книгах древних авторитетов. Научнаяреволюция в физике начинается с Галилея.
 В отношении философии природы Галилей был убеждённым рационалистом. Онсчитал, что законы природы постижимы для человеческого разума. В«Диалоге о двух системах мира» он писал: Я утверждаю, что человеческийразум познаёт некоторые истины столь совершенно и с такой абсолютнойдостоверностью, какую имеет сама природа; таковы чистые математическиенауки, геометрия и арифметика; хотя Божественный разум знает в нихбесконечно больше истин\ldots но в тех немногих, которые постигчеловеческий разум, я думаю, его познание по объективной достоверностиравно Божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости, авысшей степени достоверности не существует.
 Разум у Галилея — сам себе судья; в случае конфликта с любым другимавторитетом, даже религиозным, он не должен уступать: Мне кажется, чтопри обсуждении естественных проблем мы должны отправляться не отавторитета текстов Священного Писания, а от чувственных опытов инеобходимых доказательств\ldots Я полагаю, что всё касающееся действийприроды, что доступно нашим глазам или может быть уяснено путёмлогических доказательств, не должно возбуждать сомнений, ни тем болееподвергаться осуждению на основании текстов Священного Писания, можетбыть, даже превратно понятых.\\Бог не менее открывается нам в явленияхприроды, нежели в речениях Священного Писания\ldots Было бы опасноприписывать Священному Писанию какое-либо суждение, хотя бы один разоспоренное опытом.
 Античные и средневековые философы предлагали для объяснения явленийприроды разнообразные «метафизические сущности» (субстанции), которымприписывались надуманные свойства. Галилея такой подход не устраивал:Поиск сущности я считаю занятием суетным и невозможным, а затраченныеусилия — в равной мере тщетными как в случае с удалёнными небеснымисубстанциями, так и с ближайшими и элементарными; и мне кажется, чтоодинаково неведомы как субстанция Луны, так и Земли, как пятен наСолнце, так и обыкновенных облаков\ldots [Но] если тщетно искатьсубстанцию солнечных пятен, это ещё не значит, что на