Дюгем Пьер

Пьер Морис Мари Дюэм (Дюгем) . (9 июня 1861, Париж — 14сентября 1916, Кабрпин, департамент Од) — французский , , , философ иисторик науки. Основные работы относятся к гидродинамике,электродинамике, магнетизму, теории упругости и классическойтермодинамике. Учёный был сторонником конвенционализма и концепции,подразумевающей в числе прочих положений позитивистской философиинауки — неопределенность экспериментальных критериев. В гуманитарнойчасти своих воззрений он пришёл к положительной переоценке ролиСредневековья в общем процессе развитии естествознания, и одним изпервых — к пониманию значения истории науки в её методологии и втеории познания. Член Парижской академии наук (1913).

Биография


 Пьер, старший из четырёх детей коммивояжёра Пьера-Жозеф Дюэма и его женыАлександрины (ур. Фабр — ), родился на Рю де Жёнёр в Париже, куданезадолго перед тем перебралось это фламандское семейство.
 В одиннадцать лет Пьер Дюэм поступает в Коллеж Станислас , где спервых шагов выказывает незаурядные способности по всем предметам,преуспевая в истории, в латыни и греческом, в математике и естественныхдисциплинах. Такая универсальность дарования ставит юношу перед выбороммежду продолжением учёбы в более академичной Высшей Нормальной — или вПолитехнической школе, обещавшей судьбу инженера, которую прочил емуотец, подразумевая более перспективную в практическом отношении карьеру.Мать, однако, хотела, чтобы Пьер развивал свои способности нагуманитарном поприще, уча латынь и греческий в Нормальной школе, чтоопределялось тревогой Александрины Дюэм перед углублением сына в сферырациональных знаний, которые удалили бы его от веры, привитой матерьюдетям. Первоначально Пьер Дюэм сдаёт вступительные экзамены в обаучебных заведения, однако он не следует чаяниям ни одного из родителей,решив посвятить себя изучению точных наук в Нормальной школе, к занятиямв которой приступил 2 августа 1882 года.

  • 1884 — окончание Нормальной школы.

Естествознание


 Ещё в стенах Эколь Нормаль П. Дюэм издаёт свою первую статью, котораябыла посвященана электрохимическим ячейкам. В том же году, передполучением степени по математике, Дюэм представил диссертационныйавтореферат. Внезапно над его блестящей карьерой нависла угроза. Рефератбыл на тему термодинамического потенциала в физике и химии, в нёмрассматривались критерии для химических реакций в терминах свободнойэнергии. В ходе работы над статьёй П. Дюэм обнаружил ошибочный критерий,который Марселен Бертло выдвинул двадцатью годами раньше. Совершенносправедливая критика теории М. Бертело давала правильную альтернативу. Ксожалению, дорожа своим научным авторитетом, который подвергся ревизии,М. Бертло не сумел объективно оценить эту критику, и тезис Дюгема былотклонён.
 Сознавая свою правоту, П. Дюэм в 1886 году смело издаёт отклоненныйтезис, что конечно, не способствовало улучшению его отношений с М.Бертло, и не составляет труда представить, какова была реакцияпоследнего, ставшего вскоре министром просвещения Франции (1886). Междутем, Пьер Дюэм работает над вторым тезисом, на сей раз, мудро избравматематическую тему, позволявшую надеяться на то, что он не разделитсудьбу предыдущего. Эта математическая работа по магнетизму была принятав 1888 году, но конфликт с М. Бертло сказался на всей жизни учёного.

  • 1887—1893 — работал в Лилле.
  • 1894 — профессор теоретической физики университета Бордо.


  • 1886 — ввёл понятие термодинамических потенциалов.

 Трудно переоценить вклад Пьера Дюэма в развитие физической химии.Универсализм мировоззрения учёного, философский склад его ума позволилиему достаточно смело применить основные принципы термодинамики кхимическим процессам, что нашло отражение в его новаторских трудах«Термодинамический потенциал и его применение к химическойтермодинамике» (1886) и «Термодинамика и химия» (1902); П. Дюэм былубеждённым сторонником энергетики.

Философия


 Основным объектом философского анализа П. Дюэма явилась физическаятеория, представленная двумя исторически сложившимися направлениями:традицией Декарта-Лапласа («объяснительная» теория) и традицияПаскаля-Ампера («описательная» теория). В построенной П. Дюэмомлогической системе физическая теория не является объяснениемэкспериментально найденных закономерностей через гипотезы, опирающиесяна недоступные для исследователя факты. Такого рода толкованияпринадлежат области метафизики, и наука в процессе своего развития будетвсё более и более удаляться от данного метода, аккумулируя теоретическийопыт. Применение последнего должно служить последовательнойсистематизации и классификации экспериментальных результатов.
 Методологические взгляды Дюэма, касающиеся философии естествознания,изложены в его труде «Физическая теория: её цель и строение» (, 1906). Вэтой работе, он выступает с историографической критикой «индуктивногометода» основных положений «Начал» Ньютона, касающихся универсальногозакона всемирного тяготения, и выведенных из «феномена», включающеговторой и третий законы И. Кеплера. До этого теория Ньютона в даннойчасти уже была подвергнута справедливой и аргументированной критике состороны Г. Ф. Лейбница, и в дальнейшем, наиболее убедительно — состороны И. Канта, в ходе логико-критического анализа индукции Д. Юма.Критика индуктивизма в работе Дюэма признана одним из его неоспоримых инаиболее продуктивных достижений в методике сравнительной историографиинауки. В ходе ряда логических сопоставлений учёный убедительнодемонстрирует, что ньютоновский закон всемирного тяготения (традиционныйфундамент индуктивистов) не является последовательным индуктивнымобобщением законов, которые были выведены И. Кеплером эмпирически, малотого — он находится в противоречии с таковыми. Подобному критическомуразбору П. Дюэм подвергает выводы А. М. Ампера — последователяньютоновской идеологии в развитии электродинамики. П. Дюем показывает,что «математическая теория электродинамических явлений вовсе не следуетметоду, предначертанному Ампером, что она вовсе не выведенаисключительно из данных опыта».

Историянауки


 В отличие от многих историков, расценивавших Средневековье, как эпоху«мракобесия», период духовной деградации, застоя или «ложного пути»естествознания, П. Дюэм самостоятельно и довольно успешно развивал, ужеимевшие место в то время представления о духовном подъёме в европейскойкультуре поры, предшествовавшей Ренессансу, о том, что католицизм вотдельных своих проявлениях способствовал развитию западноевропейскойнауки. Его интерес к исследованиям в этой области явился следствиемизучения морфологии статики, когда он столкнулся с работамисредневековых математиков и философов круга Жана Буридана, НиколаяОрезмского и Роджера Бэкона, изощрённая сложность миропонимания которыхпоразила его. П. Дюэм пришёл к выводам, которые позволили увидеть, вконце концов, за их деятельностью, за источниками, на которые ониопираются в своих умозаключениях, предпосылки к формированию того, чемявляется наука в современно понимании, — субстрат и преддверие многихоткрытий Галилео Галилея и мыслителей последующих эпох. П. Дюэм пришёл кзаключению, подразумевавшему то, что механика и физика, успехами которойтак гордится нынешнее естествознание, в ряде непрерывных и едвазаметных, в глобальном рассмотрении, усовершенствований, восходит кдоктринам, нашедшим выражение в сердце средневековых школ. Дляэпистемологии особый интерес представляет книга П. Дюэма «Физическаятеория» (1906) .