Баланос Космас

Космас Баланос ( 1731, Янина — 1808, там же) — греческийсвященник, деятель Новогреческого просвещения, математик, педагог иписатель. Продолжатель дела своего отца, просветителя БаланосаВасилопулоса и один из наиболее известных греческих учёных второйполовины XVIII века.

Биография


 Космас Баланос родился в эпирском городе Янина, ставшем в периодосманского господства одним из центров греческого просвещения. Космасбыл старшим из четырёх сыновей священника и просветителя БаланосаВасилопулоса. Получил образование у своего отца. Преподавал в школахФессалии и македонской столицы города Фессалоники. В 1756 году принял усвоего отца дирекцию школы Гумаса в Янине и оставался на этом посту до1799 года. Одновременно в 1758 году был рукоположен в священника. Развилбурную церковную и общественную деятельность, которая, в сочетании с егопедагогической деятельностью, обеспечила ему всеобщее признание. Онтакже получил признание своих учеников, многие из которых сталиизвестными учёными и литераторами.
 В 1790-е годы школа Гумаса столкнулась с большими финансовымитрудностями, но Баланос разрешил их, найдя новых спонсоров в средегреческой диаспоры из Янины, в особенности при поддержке братьевЗосимас. В 1799 году после 40 лет работы в школе Гумаса Космас Баланосоставил свой пост младшему брату Константину, после которого школувозглавил их брат Анастасий. Другой брат, Димитрий, преподавал в однойиз школ Молдово-Валахии. После смерти Анастасия школу возглавил сынДмитрия, Григорий, но в 1820 году школа и её богатейшая библиотека былисожжены Али-пашой Янинским.

Языковойвопрос


 Космас Баланос, будучи консервативным учёным, использовал в своей работеархаическую форму греческого языка и отказывался от использованияразговорного языка Димотика. Он также был вовлечён в личный конфликт спрогрессивным учёным Афанасием Псалидасом, возглавлявшим янинскую школуКапланиса, которого осуждал перед местным полуавтономным османскимправителем Али-пашой Янинским как атеиста и сторонника Вольтера

Работы


 Космас Баланос написал ряд научных и теологических книг. Многие из егоработ были изданы на деньги братьев Зосимас.
 В 1798 году Баланос опубликовал в Вене работу «Краткая экспозицияарифметики, алгебры и хронологии» (Έκθεσις συνοπτικής αριθμητικής,αλγέβρης και χρονολογίας)
 Написал философскую работу «На бездействие неупомянутых светил отличныхсреди поэтов и среди тех кто писал прозу» (Περί ελλείψεως τωνπαραλειπομένων φωτών παρά τοις αρίστοις των ποιητών και των καταλογάδηνσυγγραψάντων), которая была издана в Венеции в 1803 году.
 Многие из его работ остались неизданными и окончательно пропали присожжении библиотеки школы в 1820 году Али-пашой. Кроме того, в том же,1803 году, он издал в Венеции работу своего отца «Более точное изложениеарифметики» (''Έκθεσις ακριβεστάτη της Αριθμητικής).
 В 1816 году, уже после его смерти, была издана книга «Против аиста»(Αντιπελάργησις), в которой он опровергал утверждение своегоотца, что тот решил античную математическую задачу «удвоение куба», тоесть построение циркулем и линейкой ребра куба, объём которого вдвоебольше объёма заданного куба. Он написал «Историю Эпира», акцентируявнимание на Янина, которая, однако, осталась неизданной.
 Баланос также написал работы о социальных условиях региона, в котором онжил, в том числе, насильственную исламизацию местных христиан османскимивластями в XVIII веке.
 Баланос написал много теологических и философских работ, а такжешкольных учебников. Многие из этих работ остались неизданными и пропалипосле сожжения родовой библиотеки Баланоса в 1822 году, после взятияЯнины султанскими войсками в ходе подавления сепаратистского движенияАли-паши.