Псалидас Афанасиос

Афанасиос Псалидас (, Янина, 1767 – Лефкас 20 июля 1829) –греческий учёный, деятель Новогреческого просвещения, педагог иписатель.

Молодость


 Афанасиос Псалидас родился в 1767 году в городе Янина Эпир, в семьекоммерсанта Петроса Псалидаса, который был активен в основном в Валахиии России. Мать, Елисавет, была родом из близлежащего горного районаЗагори. Закончил школу в родном городе. В возрасте 18 лет (1785) уехал вНижний Новгород, где несколькими годами раннее обосновался и открылторговый дом его брат Михаил. Брат, взяв на себя все расходы, отправилего учиться в Полтавскую славянскую семинарию (1785-1787), основанную в1776 году греческим просветителем и епископом Славянским и ХерсонскимЕвгением (Булгарисом). По рекомендации одного из преподавателейсеминарии, стал репетитором молодого Теохариса Кефаласа, сына богатого изнатного землевладельца из Фессалии . Вместе с молодым Кефаласом былотправлен в Вену, где посещал уроки медицины, философии, греческой илатинской филологии, физики, математики и физических опытов, а такжеиностранных языков: французского, немецкого и итальянского. С 1887 годаон учился в Венском университете на медицинском факультете, которыйоднако оставил и до 1795 учился Естественным наукам и Философии.
 В период своего пребывания в австрийской столице (1787-1795), развилбурную писательскую и издательскую деятельность.
 В 1791 году издал свою философскую работу ``Настоящее Блаженство''(«Αληθής Ευδαιμονία»), написанную на архаическом греческом языке,приложив и свой перевод на латынь. Этой своей работой он вновьисследовал и занял позицию по фундаментальным вопросам того времени, както существование Бога, Бессмертие , посмертная антидосис (ἀντίδοσις –здесь, следуя речи Исократа, автобиография и защита), свобода человека,смысл и пределы свободы. Одновременно со своей учёбой, Псалидаспредложил свои услуги греческим издательствам и типографиям своихземляков в Вене. В тот период он приступил к написанию значительногочисла книг. С 1791 года, когда в Вене начала издаваться греческая газетаЭфимерис (Εφημερίς), Псалидас был в числе сотрудников её издателей. В1791 году он перевёл на греческий язык и издал «Арифметику» австрийскогоматематика Метцбурга (Metzburg).
 В 1792 году, вместе с киприотом Иоаннисом Карадзасом (который был казнёнтурками в 1798 году вместе с Ригасом) он издал книгу ``Результатылюбви'' «Έρωτος αποτελέσματα». Это первое (сохранившееся) напечатанноепроизведение новой греческой литературной прозы. Основная темой книгибыла любовь (έρωτας – плотская любовь). Манера развития темы выражалановые философские идеи, сформированные в рамках эпохи Просвещениякасательно физического (естественного) происхождения страстей. Работавключала в себя 3 романтические истории и множество стихов фанариотов.Книга имела замечательный успех и была переиздана пять раз с 1792 по1836 год.

Преподавательскаядеятельность


 В 1793 году Псалидас был допрошен австрийской полицией, подозреваемый влиберальных и франкофильских взглядах. Сам он отверг все обвинения, нооставаться в Вене становилось всё опаснее и, в конечном итоге, в 1976году он решил вернуться в подконтрольную османам Грецию, отказавшись отпредложенной ему кафедры университета Пешта.
 В Янине и на протяжение 25 лет он возглавлял одну из самых значительныхшкол города, основанную согласно завещаниям местным купцов, братьевЛамброса и Симона Маруцоса.
 Однако Школа Маруцосов вскоре столкнулась с непредолимыми финансовымипроблемами. После чего Псалидас заручился финансовой поддержкойнижегородского греческого купца и мецената Зоиса Капланиса. Школаполучила имя Капланиса и перешла под покровительствоКонстантинопольского Патриарха. Учитывая учёбу Псалидаса в России и Венеи его известность он был назначен её первым директором.
 В этот период Псалидас обогатил школьную программу уроками естественныхнаук, истории, географии, коммерческих знаний, иностранных языков. Онпривёз из западно-европейских столиц специальные приборы, с помощьюкоторых он преподавал астрономию и космографию, и выполнял опыты пофизике и химии, привлекая интерес и внешкольных зрителей. Одновременноон создал значительную библиотеку, доступную широкой публике, нанялквалифицированных преподавателей и обеспечил стипендиями своих лучшихучеников. Его нововведения встретили резкую критику консервативныхкругов. Он был обвинён греками и не греками в том, что он вводитатеистические взгляды Вольтера и вообще либеральные взгляды Французскойреволюции. По этой причине он издал работу ``Добрые действия''(«Καλοκινήματα»), отвергая взгляды своих противников. Его идеологическоепротивостояние с К. Баланосом, возглавлявшим одну из других известныхшкол города, переросло в противостояние двух школ и их учеников.Одновременно это вызвало пристальное внимание к деятельности Псалидасаянинского правителя Али-паши. Али-паша с сыновьями посетил школу, когдаПсалидас экспериментировал с статическим электричеством, и убедился втом, что ничего дьявольского не происходит. Более того. Али оценил егомногосторонние знания и доверил ему дипломатические миссии. ИменноПсалидас принимал в Янина иностранных консулов, послов ипутешественников. Псалидас встретил в Янина и впечатлил Байрона, Пуквиляи других путешественников и дипломатов. Английский путешественник ХенриХолланд (Sir Henry Holland, 1st Baronet, 1788-1893) писал: «Псалидас нетолько многогранный учёный, но также превосходный и красноречивыйоратор. С невообразимой лёгкостью он говорит и на древней и насегодняшней форме греческого языка, на итальянском, французском,немецком и русском. Он ораторствует живо и с большой силой на любую темуискусства, науки, филологии, и в особенности о своём славном отечестве,Греции. Он владеет естественными науками, которым учился в Германии, нопо своей натуре более склонен к философским исследованиям. Его рвение впользу современной греческой литературы и поэзии велико».
 В период своей преподавательской деятельности в Янина стал одним изсамых известных городских деятелей. Принимал участие в советахстарейшин, в судебных слушаниях. Кроме этого Али несколько раз послалего с дипломатической миссией от своего лица в Западную Европу.

Языковойвопрос


 Если в своих первых работах Псалидас использовал архиическую формугреческого языка, то став «главным учителем Янин», он использовалразговорный Димотика. Более того, он не принял даже средний путьАдамантия Кораиса с его ``чистым языком'' Кафаревуса .

''Эллиникиномархиа''


 В 1806 году в Италии была опубликована Эллиники Номархиа (ΕλληνικήΝομαρχία - в свободном переводе Эллинский Закон), за подписью``безымянный эллин''. Книга была посвящена Ригасу Фереосу (1757-1798),является памятником национального пробуждения и гимном ``священнойсвободы''. Согласно греческим историкам, после трудов Ригаса, Номархиаявляется самым значительным духовным звеном приведшим к созданиюсозданию революционной организации Филики Этерия и к Греческойреволюции.
 На Псалидаса, в числе ещё 6 греческих интеллектуалов той эпохи, падает``почётное подозрение'', что он является автором ``Номархии''. Он такжесчитается одним из вероятных авторов книги Русскоанглофранцуз («Ρωσαγγλογάλλος»), изданной неизвестным автором.

Накануне Греческойреволюции


 Псалидас был непреклонным борцом за свободу греков. С этой целью он былсоюзников русских и тех греческих мыслителей, таких как Вулгарис,которые служили их интересам, но когда это было необходимо сталкивался сними. В начале он воспевал Екатерину Великую и её деятельность,подтверждая ожидание русской поддержки. Однако когда это ожиданиеоказалось несбыточной мечтой и сомнения греков стали окончательнымразочарованием, Псалидас ``составил свидетельство смерти этой политике''и ``написал эпитафию российской политике потерянных надежд и лживыхобещаний''. Он стал противостоять Вулгарису, характерному апологетуроссийских ожиданий и провозгласил с мужеством и смелостьюпереориентацию греческой политической мысли. Псалидас счёл, чтопривязанность этого старца Просветителя к русской политике и его жизньпри царском дворе были равносильны отречению от греческого возрождения.Псалидас писал: «Вулгарис, презрев своё Отечество и весь свой род,обратился к чужим варварским племенам, сделав патриотизм вторым послеудовольствия и чрева\ldots Горе соплеменникам, если от такого мудрогомужа они ожидают свет и пользу». Ответ Вулгариса был жёстким, считаягнев Псалидаса яростью шарлатана. Аналогичным образом Вулгарис ответилраннее другому своему критику, Иосипу Мисиодакосу. Псалидас стал членомреволюционной организации Филики Этерия, вызвав подозрения турок.Гетеристам удалось накануне Греческой революции поддержатьсепаратистские тенденции Али-паши и его открытое противостояние ссултаном. Когда в конце 1820 года султанские войска начали военныедействия против Али, Псалидас укрылся в селе своей матери. Греческаяреволюция разразилась весной 1821 года. В 1822 году Псалидас перебралсяна остров Керкира, находившийся под британским контролем.

Последниегоды


 В 1823 году на Керкире была создана ``Ионическая Академия'', первыйсовременный греческий университет, где преподавали ученики Псалидаса. Носам он вызывал у англичан подозрения в русофильстве, в силу чего получилтитул почётного профессора, однако разрешения преподавать в Академии онтак и не получил В 1828 году он был назначен директором лицея на островеЛевкада, где и умер 20 июля 1829 года.

В помощь сражающейсяГреции


 Находясь на Керкире, Псалидас, в меру своих возможностей, пыталсяоказать посильную помощь сражающейся греческой нации. Он поддерживалпереписку с политическими лидерами восставшей Греции и филэллинскимикомитетами Западной Европы, в особенности Лондона. Предпринял ряддипломатических шагов для подготовки конференции послов Великобритании,России и Франции, для разрешения Греческого вопроса после подписанияЛондонских соглашений (1827). Инициировал предварительную конференцию наКеркире (август 1828) и конференцию послов на острове Порос (сентябрь –декабрь 1828). Одновременно своими рапортами И Капдистрии осеверо-западной Греции он оказал содействие последнему для подготовкиответа на 28 вопросов поставленных ему ``Великими державами''.

Личнаяжизнь


 Псалидас женился в первый раз в 1793 году, будучи ещё в Вене. Его жена,Джозефа, была дочерью чулочного фабриканта Joseph Schicktanz. Женаскоропостижно скончалась в возрасте 22 лет. Вернувшись в Янина, Псалидасженился в 1800 году с Захрулой, дочерью А. Кутоваслиса. У четы родились2 дочери, а затем близнецы Петрос и Анастасиос, последний умер сразупосле родов. Захарула умерла через год после рождения близнецов. В 1806году Псалидас женился в трети раз, на Василики Спаху. С ней у Псалидасабыло двое детей.

Сохранившиесяработы



  • 1. ``Добрые действия'' (Ψαλίδας, Ἀθανάσιος, Καλοκινήματα. Ἦτοι ἐγχειρίδιον κατὰ φθόνου καὶ κατὰ τῆς Λογικῆς τοῦ Εὐγενίου)
  • 2. ``Логика'' (Ψαλίδας, Ἀθανάσιος, «Λογική κατά νωτέρους μέν συντεθείσα, μεθόδω δε μαθηματική, εξυφανθείσα χάριν των φιλομούσων Ελλήνων, Εν Βιέννη, 1793»)
  • 3. ``География Албании и Эпира'' (Ψαλίδας, Ἀθανάσιος, Θεσπρωτός, Κοσμᾶς, Γεωγραφία Αλβανίας και Ηπείρου. Ἐξ ἀνεκδότου χειρογράφου τοῦ Κοσμᾶ Θεσπρωτοῦ μὲ τοπογραφικὰ σχεδιογραφήματα καὶ γεωγραφικοὺς χάρτας τοῦ ἰδίου, Ἰωάννινα, Ἑταιρεία Ἠπειρωτικῶν Μελετῶν, 1964)
  • 4. ``Форпосты эллинизма'' (Ψαλίδας, Ἀθανάσιος, Πρόμαχοι του Ελληνικού »)
  • 5. ``Размышления и напутствия Нации'' (Ψαλίδας, Ἀθανάσιος, Στοχασμοί και προτροπές προς το Γένος)
  • 6. ``Краткая география'' (Ψαλίδας, Ἀθανάσιος, Γεωγραφία σύνομος καθ΄ απλήν φράσιν, 1809)
  • 7. ``Логика и Метафизика'' (Ψαλίδας, Ἀθανάσιος, Λογική και Μεταφυσική, Ἰωάννινα, 1804)
  • 8. ``Уроки Философии'' (Ψαλίδας, Ἀθανάσιος, Μαθήματα Φιλόσοφίας. Μεταφυσική - Κοσμολογία, 1793)
  • 9. ``Настоящее Блаженство или основа любой религии'' (Ψαλίδας, Ἀθανάσιος, Αληθής ευδαιμονία ήτοι βάσις πάσης θρησκείας, Τόμος Α΄, Ἑν Βιέννῃ τῆς Αοὐστρίας, Ἐν τῇ Τυπογραφίᾳ Ἰωσὴφ τοῦ Βαουμαϋστέρου, 1791)
  • 10. ``Практическое введение в философию'' (Ψαλίδας, Ἀθανάσιος, Πρακτικής φιλοσοφίας εισαγωγή το δίκαιον της φύσως, ηθικήν και πολιτικήν περιέχουσα)